Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) предупреждает: есть шанс, что законопроект Минкомсвязи об удалённой идентификации через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале госуслуг и Единую биометрическую систему (ЕБС) негативно повлияет на развитие корпоративного сегмента и поспособствует распространению «серых» сим-карт среди мигрантов, которые не могут зарегистрироваться в ЕСИА.
Предложенные ведомством меры должны упростить операторам связи ведение бизнеса в условиях ограничений в связи с ситуацией с коронавирусом. При этом они сделают возможным использование корпоративной связи только при наличии у её пользователей аккаунтов в ЕСИА. Но корпоративных абонентов нельзя заставить внести такие данные о своих сотрудниках, а у операторов нет механизма проверки наличия их в ЕСИА при заключении договора, отмечается в отзыве Комиссии.
Также законопроект сокращает возможности дистанционного заключения абонентских договоров. В нём предложена удалённая идентификация с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи или через ЕБС, но сейчас договоры возможно заключать и с помощью простой электронной подписи, что позволяет операторам уже сейчас использовать собственные методы идентификации при продаже сим-карт онлайн.
Мобильные операторы предлагают разрешить и дальше использовать их собственный софт, а для проверки наличия сведений об абоненте в ЕСИА использовать данные от банков, которые идентифицируют клиента при открытии счёта.
В Минкомсвязи в свою очередь сообщили, что в софте операторов не урегулированы вопросы защиты данных, а использование простой электронной подписи может повлечь риски мошенничества.
Эксперты говорят, что квалифицированная электронная подпись есть у небольшого числа людей, а в ЕБС зарегистрировано около 150-300 тыс. граждан, то есть людям «просто не избежать похода в офис».
Сотовые операторы против использования только ЕБС, поскольку это обойдется им дороже, чем собственные приложения. Они в перспективе могут использоваться и для предоставления банковских или страховых услуг, так что предложения Минкомсвязи просто ограничивают конкуренцию, уверены специалисты.