Российским мобильным операторам необходимо задуматься об использовании технологий по отслеживанию и анализу в режиме реального времени потенциально мошеннических звонков, а после, на основе полученных данных, формировать сетевые фильтры, отсекающие аферистов от доверчивых россиян, считает член комитета СФ РФ по конституционному законодательству Артём Шейкин.
Однако такая инициатива может быть реализована только по решению суда, отметил главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников.
«Если под анализом в телефонного звонка в реальном режиме времени понимается запись и анализ звонка, то это граничит с нарушением неприкосновенности частной жизни. Оператор связи не может просто так брать и записывать часть разговора. Подобные мероприятия возможны по решению суда или по специальным предписаниям, а не по желанию операторов связи, даже если оператор хочет это исполнять исключительно ради благих намерений», — пояснил эксперт.
При этом подобная практика вполне осуществима, так как фразы, которыми пользуются мошенники, типовые, и их можно вычленять из диалога, продолжил Овчинников. Кроме того, звонок всегда начинается с типовых фраз, и поэтому нет необходимости анализировать весь поток информации. К этому же можно добавить и другие признаки — вроде телефонного номера или геолокации. Конечно, решение такой задачи упирается в вычислительные мощности, констатировал специалист «Газинформсервиса».
«Однако в целом, я считаю, что у операторов связи сейчас есть подключение к государственной антифрод-системе, в банках есть свои собственные антифрод-системы которые позволяют блокировать счета дропперов и злоумышленников. А самым эффективным способом борьбы с мошенническими звонками является обучение граждан правилам цифровой гигиены. Именно это позволит эффективно снизить количество правонарушений, связанных с телефонным мошенничеством», — заключил он.