«Законодательство в вопросе возврата денег помогает больше мошенникам, чем честным людям»

Законодательства в вопросе возврата денежных средств, украденных мошенниками, на данный момент требует серьезных доработок. По мнению начальника Управления противодействия мошенничеству в сфере ИБ Газпромбанка Николая Пятиизбянцева, борьба с мошенничеством абсолютно не решена законодательно.

«С моей точки зрения, в борьбе с мошенничеством одна из самых основных проблем — возврат денег отправителю — не решена абсолютно законодательно», — отметил он во время своего выступления на XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

По словам эксперта, до внесения поправок в 161-ФЗ («О национальной платежной системе») в случае, если были переведены деньги мошеннику, когда деньги из банка отправителя ушли, в банк-получатель упали, но на счет получателя еще не зачислены, действовала очень простая схема. Банк-отправитель обращался в банк-получатель, сообщал о мошенничестве, затем отправлял туда официальное письмо, по которому, поскольку деньги не упали на счет получателя и перевод не был окончен, деньги возвращались. Вопрос решался мгновенно.

Сейчас же ситуация другая. Клиент приходит в свой банк и сообщает о мошенничестве, но банк ему не верит и предлагает сделать запрос получателю о правомерности перевода и законных основаниях получения денежных средств. На ответ получателю дается 5 дней. В итоге получатель может принести липовый договор, а так как банк не является экспертом и не обязан проверять достоверность договора, он может отправителю заявить, что договор есть, законные основания есть и единственный вариант — обращение в полицию и суд.

«А если деньги упали на счет получателя, а при современных технологиях они падают мгновенно, то здесь мы вообще никак не можем деньги вернуть. Мы их не можем ни заморозить, ни арестовать, ничего не можем сделать. Максимум, что мы можем сделать, как банк-получатель, это заблокировать ДБО. И то, больших законных оснований там нет, потому что ни Федеральный закон, ни Положения ЦБ, ни Указания ЦБ этот вопрос не регулируют. Более того в Указании ЦБ сказано, что если в нашем банке находится дроп, все, что мы можем сделать — поставить ему какой-то лимит, чтобы он не сразу все деньги украденные вывел, а частями. Все», — рассказал Николай Пятиизбянцев.

Как отметил заместитель Службы информационной безопасности Банка «Возрождения» Василий Окулесский, «законодательство в этом смысле помогает больше мошенникам, чем честным людям». Однако тут же Николай Пятиизбянцев возразил, что « честным людям оно [законодательство] не помогает вообще».

В итоге украденные мошенниками деньги можно вернуть только по решению суда. «Но что такое решение суда? Если мы пытаемся вернуть в рамках уголовного дела, мы должны возбудить уголовное дело, а это огромная проблема. В рамках уголовного дела должны найти злодея, этого злодея привести в суд и только в суде будет решен вопрос о возврате денежных средств. Это почти нереальный путь», — поделился начальника Управления противодействия мошенничеству в сфере ИБ Газпромбанка.

Остается еще вариант гражданского судопроизводства. Это более реальным и реализуемый сценарий, но минимум, когда дело будет рассмотрено — это несколько месяцев. А что у нас закон говорит? Клиент пришел в банк закрыть счет, в течение 7 дней ему должны отдать деньги. За 7 дней ни один суд ничего не рассмотрит.

«Совершенство законодательства в этой части — поле не паханное», — подытожил Василий Окулесский.

 

BIS Journal — информационный партнер XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

8 ноября, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

28.03.2024
Аитов: Ограничения Samsung Pay на использование карт «Мир» можно обойти
28.03.2024
Киберпреступления — 35% всех преступлений в России
28.03.2024
Почему путешествовать «налегке» не всегда хорошо
28.03.2024
«Тинькофф»: Несколько платёжных систем лучше, чем одна
28.03.2024
В РФ готовят базу для «усиленной блокировки» незаконного контента
28.03.2024
Термин «риск ИБ» некорректен по своей сути
27.03.2024
Samsung Pay перестанет дружить с «мировыми» картами
27.03.2024
Канадский университет восстанавливает работу после ИБ-инцидента
27.03.2024
Crypto Summit 2024. Трейдинг, майнинг и перспективы развития рынка ЦФА
27.03.2024
РКН начал работу по контролю за «симками» иностранцев

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных