Банковская дилемма: потратиться в интересах клиента или понести несущественные потери?

Уже давно есть средства, которые позволяют анализировать поведение клиентов, выделять его какие-то не типовые паттерны поведения. Однако все эти средства стоят денег, а внедрение таких проектов в банки — совсем не простая история.

Банк встает в положение, что ему нужно потратить деньги на создание системы, которая на самом деле банку прямого ущерба не приносит, она защищает интересы клиента, который банку если и приносит ущерб, то не всегда и немного. Как правильно выбирать эти весы: с одной стороны, интересы клиента, которые не затрагивают интересы банка, а с другой стороны — прямые затраты банка на внедрение таких систем, контролирующих поведение своих клиентов?

«У меня позиция: здесь необходимо решать две задачи. Задача первая — это соответствие требованиям законодательства. А у нас 161-ФЗ («Закон о национальной платежной системе») говорит, что банк обязан выявлять операции с признаками несанкционированных действий клиентом. И поэтому такая система просто должна быть в банке для комплаенса. А второе — если мы внедряем какие-то элементы защиты, то внедрение таких элементов, которые не попадают под комплаенс, должны соотноситься с теми потерями, которые мы несем», — высказал свое мнение начальник Управления противодействия мошенничеству в сфере ИБ Газпромбанка Николай Пятиизбянцев.

В качестве примера он привел следующую ситуацию: физическое хищение денежных средств из платежных терминалов. Если к банкоматам поставить сигнализацию и сдать их на вневедомственную охрану, скорее всего хищений станет ноль. Но ни один владелец платежных терминалов так не сделает, потому что стоимость такой охраны превышает те потери, которые будут связаны с хищением данного платежного терминала. Поэтому в лучшем случае такие терминалы страхуют. «И здесь мы выбираем — поставить 100% защиту очень дорогую или застраховать и нести какие-то потери, но приемлемые для бизнеса», — добавил Николай Пятиизбянцев.

Однако нельзя сказать, что банки совсем не имеют систем, которые отслеживают поведение клиентов. Если взять крупнейшие банки, например, Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Газпром банк — они выделяют деньги на такие системы и такие системы у них есть. Но привело ли это к нулевому уровню мошенничества? Нет. А почему? «Потому что чем сильнее меры защиты, тем больше неудобства пользоваться для клиентов. Ни одна из систем защиты не выявляет 100% мошенников и при этом не затрудняет пользование легальным клиентам. Чем больше мы выявляем мошенничество, тем больше недовольства со стороны клиентов. И наоборот. Чем проще пользоваться любым продуктом, тем меньше его безопасность», — рассказал Николай Пятиизбянцев.

По сути, из слов эксперта выходит, что если банку будет выгодно, он будет заниматься этим вопросом, а если не выгодно — он не будет этим заниматься. Ведь банк — коммерческая организация, он должен зарабатывать деньги. Если банк не зарабатывает деньги, то зачем ему что-то делать.

 

BIS Journal — информационный партнер XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

8 ноября, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

18.03.2025
II конгресс «Флагманы цифровизации — 2025»: в фокусе — эффективность
18.03.2025
РКН: Риски нарушения прав субъектов ПДн минимизированы
18.03.2025
Октябрь в финсекторе начнётся под флагом антифрода
17.03.2025
Блага iMessage распространяются на «андроидов»
17.03.2025
Авторское право больше не будет помехой для ИИ?
17.03.2025
Европа под угрозой «кибернаводнения»? Имён пока никто не называет
17.03.2025
ЦБ РФ: Идентификацию по биометрии стоит вводить с временным лагом
17.03.2025
Глобально финсектор не готов к массовому запуску цифрового рубля
14.03.2025
Защищая щит. Servicepipe модернизировал ядро DosGate для интеграции с NGFW
14.03.2025
На «трамповских» скоростях. Чего хотят в российском ИТ-секторе

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных