Банковская дилемма: потратиться в интересах клиента или понести несущественные потери?

Уже давно есть средства, которые позволяют анализировать поведение клиентов, выделять его какие-то не типовые паттерны поведения. Однако все эти средства стоят денег, а внедрение таких проектов в банки — совсем не простая история.

Банк встает в положение, что ему нужно потратить деньги на создание системы, которая на самом деле банку прямого ущерба не приносит, она защищает интересы клиента, который банку если и приносит ущерб, то не всегда и немного. Как правильно выбирать эти весы: с одной стороны, интересы клиента, которые не затрагивают интересы банка, а с другой стороны — прямые затраты банка на внедрение таких систем, контролирующих поведение своих клиентов?

«У меня позиция: здесь необходимо решать две задачи. Задача первая — это соответствие требованиям законодательства. А у нас 161-ФЗ («Закон о национальной платежной системе») говорит, что банк обязан выявлять операции с признаками несанкционированных действий клиентом. И поэтому такая система просто должна быть в банке для комплаенса. А второе — если мы внедряем какие-то элементы защиты, то внедрение таких элементов, которые не попадают под комплаенс, должны соотноситься с теми потерями, которые мы несем», — высказал свое мнение начальник Управления противодействия мошенничеству в сфере ИБ Газпромбанка Николай Пятиизбянцев.

В качестве примера он привел следующую ситуацию: физическое хищение денежных средств из платежных терминалов. Если к банкоматам поставить сигнализацию и сдать их на вневедомственную охрану, скорее всего хищений станет ноль. Но ни один владелец платежных терминалов так не сделает, потому что стоимость такой охраны превышает те потери, которые будут связаны с хищением данного платежного терминала. Поэтому в лучшем случае такие терминалы страхуют. «И здесь мы выбираем — поставить 100% защиту очень дорогую или застраховать и нести какие-то потери, но приемлемые для бизнеса», — добавил Николай Пятиизбянцев.

Однако нельзя сказать, что банки совсем не имеют систем, которые отслеживают поведение клиентов. Если взять крупнейшие банки, например, Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Газпром банк — они выделяют деньги на такие системы и такие системы у них есть. Но привело ли это к нулевому уровню мошенничества? Нет. А почему? «Потому что чем сильнее меры защиты, тем больше неудобства пользоваться для клиентов. Ни одна из систем защиты не выявляет 100% мошенников и при этом не затрудняет пользование легальным клиентам. Чем больше мы выявляем мошенничество, тем больше недовольства со стороны клиентов. И наоборот. Чем проще пользоваться любым продуктом, тем меньше его безопасность», — рассказал Николай Пятиизбянцев.

По сути, из слов эксперта выходит, что если банку будет выгодно, он будет заниматься этим вопросом, а если не выгодно — он не будет этим заниматься. Ведь банк — коммерческая организация, он должен зарабатывать деньги. Если банк не зарабатывает деньги, то зачем ему что-то делать.

 

BIS Journal — информационный партнер XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

8 ноября, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

16.09.2025
Max и «Магнит» тестируют «Цифровой ID»
16.09.2025
Образовательные учреждения стали меньше платить вымогателям
16.09.2025
ЦБТ: «Биометрический» курьер несёт ответственность вплоть до уголовной
16.09.2025
InfoWatch: Предприятиям ТЭК удалось переломить негативную тенденцию
16.09.2025
ИИ сделает фишера из любого, если представиться исследователем
15.09.2025
Банк России — о необоснованной блокировке счетов физлиц
15.09.2025
С октября в банковских приложениях появится новая антифрод-ступень
15.09.2025
Массовые обзвоны без согласия абонентов запрещены (но не всем)
15.09.2025
CISA запускает дорожную карту программы «Общие уязвимости и риски»
15.09.2025
Пользователей ChatGPT с «типично женскими» никами стало больше, чем с «типично мужскими»

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных