Безопасники и операторы связи — о шатдаунах, белых списках и капче

На прошлой неделе глава Минцифры Максут Шадаев сообщил, что его ведомство реализует «белый список» сервисов, которые будут доступны россиянам во время блокировок интернета: такси, доставка еды, маркетплейсы и так далее.

Комментируя эту практику, директор компании «Код безопасности» Федор Дбар заявил «Коммерсанту», что капча в контексте доступа к мобильному интернету не гарантирует абсолютную защиту, но позволит отсечь до 99% нежелательного трафика, а основное преимущество анонсированного механизма, по мнению эксперта, заключается в комплексном подходе к ограничениям.

Руководитель направления анализа защищённости компании «Информзащита» Анатолий Песковский со своей стороны указал на пробелы в схеме с «белым списком» в принципе: «При высокой нагрузке разрешённые сервисы могут столкнуться с пиковыми сбоями, а ошибки в управлении списками приведут к тому, что нужный ресурс окажется недоступен в критический момент. Кроме того, технологии уже сейчас позволяют автоматически обходить большинство видов капчи».

Ещё один (неназванный) источник журналистов пояснил, что в обсуждаемой ситуации система с капчей будет работать с помощью технологии DPI: «Будет стоять запрет на передачу данных по всем протоколам и портам, кроме определённого списка».

В телеком-секторе, однако, уже начали тестировать новый алгоритм. В частности представители Т2 рассказали о «комфортном» двенадцатичасовом окне доступа в Сеть для абонентов после прохождения верификации через капчу и высокой надёжности всей схемы: «Заложенные в данный механизм критерии проверки пользователя препятствуют прохождению капчи автоматизированными средствами и включают такие этапы, как недопущение роботизированного ввода данных для верификации, необходимость нахождения на территории РФ, защита от смены устройства (нельзя пройти проверку на одном устройстве, а пользоваться на другом). С точки зрения клиентского опыта решение удобно, поскольку верификация осуществляется через специальный лендинг. В текущем сценарии для прохождения проверки клиенту нужно иметь подтверждённые данные на "Госуслугах" и доступ к Wi-Fi».

В «Билайне» также поддержали идею обеспечивать доступ к главным цифровым ресурсам по «белому списку»: «Важно, что решение не требует дополнительных действий от клиентов, сохраняя привычный процесс использования сервисами. Это особенно актуально для пожилых людей. При этом "белые списки" гарантируют безопасность <…> Для массового внедрения механизма необходимы регуляторные решения и вовлечение владельцев сервисов».

14 августа, 2025

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

14.08.2025
Безопасники и операторы связи — о шатдаунах, белых списках и капче
13.08.2025
«В целом россияне стали более практично подходить к покупке SIM-карт»
13.08.2025
Банкиры нашли артефакт «Цифровой профиль» — +1 к безбумажности
13.08.2025
За год мировые капитальные затраты на дата-центры выросли вдвое
13.08.2025
Роскомнадзор «частично ограничивает» звонки в мессенджерах. Официально
13.08.2025
Пять продуктов, одна цель: Positive Technologies представит обновлённую платформу Standoff 365 на Positive Security Day
13.08.2025
На «Госуслугах» появится сервис обратной связи от бизнеса по вопросам внедрения ИИ
12.08.2025
По просьбам трудящихся. Telegram начал зачищать неблагонадёжные каналы
12.08.2025
12-й Международный форум ВБА-2025: стратегические приоритеты, новые технологии и практические кейсы
12.08.2025
Вымогательское ПО страшит, но не настолько, чтобы повышать уровень ИБ-зрелости

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных