Бум экосистем: почему это происходит и во что все это выльется

Не для кого не секрет, что сейчас мы наблюдаем бум экосистем. Председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров в своем выступлении на XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии» решил подробно рассмотреть данный феномен, попытался объяснить, почему это происходит и во что все это в итоге выльется.

 

Потеряться в терминологии

Спикер подошел к теме почти академически, начав свое выступление с предоставления нескольких определений самому термину «экосистема». Если рассматривать экосистему в его изначальном значении с биологической точки зрения, то это биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связи, осуществляющей обмен веществ и энергии между ними.

Однако это не подходит к определению тех экосистем, которые есть сейчас в финансовой сфере. На что Роман Прохоров дает еще четыре двух определения, выделив при этом одно из них как наиболее ему нравящееся.

«Если говорить о тех определениях, которые даются экосистемам финансовым или существующим на других рынках, мне больше нравится такое: экосистема — это совокупность продуктов и услуг в непересекающихся вертикалях (мобильная связь, банкинг, фудтех и так далее), получающих выгоду от сетевого эффекта: единой клиентской базы, кросс-продаж, бренда и цифровых технологий», — рассказал Роман Прохоров.

 

А зачем?

Спикер отметил три причины создания современных экосистем в финансовой или любой другой сфере. Прежде всего, это обострение конкуренции на рынке традиционных услуг. Это хорош видно на примере финансовой индустрии. «Мы видим, что и маржа сокращается, и самое главное, что новые клиенты ниоткуда не появляются и в значительной степени рынок оказывается уже поделенным и эффективная борьба за клиента — это фактически переманивание его у конкурентов. То есть конкуренция уже перешла из плоскости поиска клиентов с нуля в фактически переманивание клиентов», — отметил Роман Прохоров.

Вторая причина создания экосистем — это необходимость поиска дополнительных источников дохода, естественно, в условиях падающей маржи. И тоже очень важная вещь — это диверсификация источников доходов, как раз то, что мы наблюдаем, когда экосистемы, которые рождались на базе компаний, которые занимались каким-то одним базовым видом деятельности, движутся в совершенно различных направлениях бизнеса, даже в тех, которые трудно изначально представить, что туда компания могла бы двигаться.

«И третья причина — это создание барьеров для входа на рынок конкурентов. Это непосредственно проистекает из первого условия с обострением конкуренции. Иногда это происходит неосознанно. В большинстве случаев это совершенно осознанные действия, в том числе компания Amazon — у них одно из основных направлений деятельность это как раз такое мягкое уничтожение конкурентов путем их поглощения и так далее», — поделился Роман Прохоров.

 

Предпосылки создания экосистем

Эксперт выделяет две предпосылки создания экосистем. Первая — наличие большой клиентской аудитории. «Все экосистемы вырастают на клиентской аудитории. Если у тебя клиентской аудитории нет, формировать экосистему ты в принципе не сможешь. Поэтому мы видим, что ядром всех существующих экосистем являются либо крупные банки (да, в основном это российская история, в мире она как-то не очень приживается), социальные сети, мобильные операторы, интернет-поисковики и интернет-магазины. Это основные держатели клиентской аудитории, которые используя свою клиентскую аудиторию, двигаются в сторону других сервисов», — рассказал Роман Прохоров.

Вторая предпосылка — достижение информационными технологиями такого уровня, который позволил собирать, обрабатывать огромный объем информации и предоставлять данные о потребителях продуктов и услуг, а также их поведении. По словам Романа Прохорова, это то, что мы сейчас называем искусственным интеллектом и Machine Learning, потому что без этого предоставление таргетированных предложений (которые являются одним из основных компонентов экосистем) является проблематичным.

«Кроме тех задач, которые решают корпорации, создавая экосистемы, они ориентируются и на потребности клиентов, которые тоже движутся в синхронных направлениях, иначе пазл не срастался бы. Поскольку клиенты тоже чудесным образом хотят определенных сервисов, хотят определенных услуг, это стыкуется с желаниями и чаяниями тех, кто пытается создать экосистемы и успешно это делает», — заключил Роман Прохоров.

 

Но давайте разберемся, какие потребности сейчас у клиентов? Спикер в своем выступлении определил следующие:

  • Ожидает большего от взаимодействия с продуктом/брендом;
  • Хочет получить все в одном месте и одним нажатием в смартфоне;
  • Релевантный контент и таргетированные предложения;
  • Быстрое решение вопросов в любое время;
  • Доступные и разные каналы коммуникации.

«По каждому из них мы можем видеть, что они являются действительно актуальными на сегодня. Но не только на сегодня, но и продолжают актуализироваться. Соответственно это продолжает повышать актуальность их удовлетворения, в том числе путем создания экосистем», — отметил спикер.

 

Что же в итоге дает нам экосистема?

Здесь несколько позиций, которые в значительной степени проистекают из вышесказанного: 

  • повышение той самой лояльности, которая становится чрезвычайно важной;
  • возможность оказания дополнительных и бесплатных сервисов для клиента;
  • оптимизация предложения;
  • оценка поставщиков, которые делаются сегодня на базе Machine Learning и ИИ. 

 

У кого сейчас есть экосистемы?

«Если говорить о текущий участниках и выделять крупнейшие основные сегменты на мировом рынке — это американские участники, китайские и наши российские. Здесь можно видеть, что на нашем рынке активно в качестве экосистем как раз развиваются такие участники, которые вырастали из кредитных организаций в отличие от американского и китайского рынка», — отметил Роман Прохоров.

Он также добавил, что если смотреть статистку по прошлому году, то тот же самый Apple наибольшую долю своих доходов получает уже не от продажи устройств, а от выпуска мобильных приложений и рекламы в AppStore. И вообще если говорить о маркетплейсах на международном рынке, то десятка крупнейших маркетплейсов по объемам прибыли в три раза превысила десятку крупнейших нефтяных компаний.

Если говорить о том, какие сервисы кредитные организации считают наиболее востребованными в направлении создания развития экосистем, то наибольшую долю занимают очевидным образом сервисы для бизнеса: это и помощь в регистрации, и предоставление отчетности, и сервисы по ведению бухгалтерии и так далее. На втором месте сервисы, связанные с жильем и управлением личным благосостоянием. На третьем-четвертом местах — госуслуги. Далее — обслуживание ретейла, транспортные сервисы и сервисы здоровья. «Лично мне не очень понятно такое распределение, но такая интересная статистика на сегодня», — прокомментировал спикер наиболее востребованные направления экосистем.

 

Во что все это выльется?

В июле был принят закон о деятельности платформ на финансовом рынке, так называемый закон о маркетплейсах. И уже этой осенью на первом маркетплейсе предполагается начало обслуживания клиентов. Но насколько это поможет или не поможет развитию конкуренции?

«С нашей точки зрения, если говорить о маркетплейсе, то это какая-то возможность для не очень крупных игроков, в том числе не очень крупных банков и других участников финансового рынка, как-то предоставлять свои товары и услуги клиентам. Если говорить о финансовых экосистемах, то те тренды, которые мы видим на сегодня и с учетом тех предпосылок, о которых я говорил, очевидным образом создавать полноценные финансовые экосистемы на сегодня могут кредитные организации из первой десятки. У всех остальных такой возможности нет», — рассказал Роман Прохоров.

Соответственно, участие в деятельности экосистем не крупных игроков будет подчинено тем организациям, которые будут эти экосистемы создавать. И, соответственно, это большой вызов и к регулятору, и к банковскому сообществу о том, каким образом будет развиваться конкуренция на этом рынке. Потому что в условиях, когда конкуренция сокращается, для потребителя условия явным образом не улучшаются.

«Но мы надеемся, что совместными нашими усилиями мы решим эту сложную задачу с точки зрения оптимального встраивания финансовых и других экосистем в нашу биологическую экосистему», — закончил свое выступление Роман Прохоров.

 

BIS Journal — информационный партнер XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

8 ноября, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

22.10.2025
Нейросети заменят собой трейдеров и младших банкиров?
22.10.2025
Европейский ВПК столкнётся с Илоном Маском в космосе
22.10.2025
Конвенция против киберпреступности в действии: «Солар» проведёт кибертурнир во Вьетнаме
22.10.2025
«Большая четвёрка» операторов связи не хочет раскрывать природу своих алгоритмов младшим коллегам
21.10.2025
ВТБ предоставит своим клиентам цифрового вышибалу
21.10.2025
Криптовалюта как часть эффекта «бабочки»
21.10.2025
Исследование: вирусные твиты «тупят» ИИ
21.10.2025
Барьеры при внедрении ИИ: экономическая целесообразность, ИБ и опасения сотрудников
21.10.2025
Карта «Мир» — вместо пенсионного
21.10.2025
Участники CyberCamp рассказали, как киберучения помогли им в реальной жизни

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных