Эксперты говорят о том, что есть способы победить социальную инженерию технически. Для этого нужно собирать определенные поведенческие характеристики человека, определенные характеристики устройств, которыми он пользуется. И сразу встает вопрос: сбор информации о клиентских устройствах — это не есть ли вмешательство в частную жизнь?

 

Твари дрожащие или право имеют?

По словам заместителя начальника Службы информационной безопасности Банка «Возрождение» Василия Окулесского, этот вопрос намного шире, потому что тот же номер телефона, который в на сегодняшний день для СБП является однозначным идентификатором человека, вообще является абсолютными его персональными данными, которые связаны с его финансами, личностью и в конечном итоге жизнью. «И поэтому сбор и обработка этих персональных данных, сбор поведенческих характеристик клиента — это вмешательство в его частную жизнь или какой-то такой разрешенный процесс в силу объективных обстоятельств, который должен происходить?» — обратился он с экспертам, участвовавшим в Дискуссионной сессии 4 «Безопасность платежного бизнеса, влияние ИБ» в рамках XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

«В своем роде банки несут ответственность за те услуги, которые предоставляют клиентам, в том числе по «Закону защите прав потребителей», то есть они обязаны и информировать клиентов о всех недостатках данных услуг, в том числе о возможных вариантах кейсов мошенничества. И если банки несут ответственность за предоставляемые финансовые услуги, то и способы и методы использования информации об устройства клиента, о его поведенческих характеристиках носят здесь целесообразный характер», — ответил первым на заданный вопрос руководитель направления Центра противодействия мошенничеству НИП «Информазищита» Алексей Лужнов.

По его словам, клиенты, когда заключают договора о дистанционном банковском обслуживании, подписывают договора, в которых четко есть обозначение о том, что банк будет на какой-то периодической основе осуществлять антивирусную проверку мобильного устройства либо веб-браузера на предмет каких-то вредоносных программ либо вредоносного кода, что банк в праве использовать информацию во время совершения платежа с мобильного устройства о самом устройстве. Клиент при этом, когда устанавливает мобильное приложение, соглашается и наделяет приложение правами, которые у него запрашиваются, будь то доступ к контактам, к смс-сообщениям либо к другой информации операционной системы. «Конечно, клиент в праве не предоставлять доступ к данной информации. Но тут надо понимать, что тогда и степень защиты клиента от мошеннических действий будет значительно ниже, ведь банк не будет обладать полной информацией о самом девайсе. И тогда возможность осуществления мошеннической атаки на данного клиента значительно возрастает. Будут ли банки использовать данную информацию в каких-то своих дальнейших маркетинговых продуктах, возможно, таргетированной рекламе для конкретного клиента — тут уже зависит от желания самого банка. Насколько я знаю, пара банков уже открыто заявляют, что это входит в их планы на ближайшее будущее», — добавил Алексей Лужнов.

А вот по мнению начальника Управления противодействия мошенничеству в сфере ИБ Газпромбанка Николая Пятиизбянцева, для обработки персональных данных существует  в качестве основания не только согласие самого клиента и на самом деле банк может собирать эти данные без согласия клиента для определенных целей. А каких именно целей? Оказание в принципе услуги. То есть для того, чтобы оказать эту услугу банку нужны эти данные. «Почему я не могу без этих данных оказать услугу? Потому что 161-ФЗ («Закон о национальной платежной системе») заставляет меня выявлять признаки нетипичных операций клиентов. Вот я эти данные собираю для этих признаков. Я собираю данные на основании закона, мне не нужно согласие клиента», — высказал он свое мнение.

«Федеральное законодательство, в том числе 161-ФЗ, говорит о том, что банки обязаны это делать. И поэтому ссылаясь на федеральное законодательство формально грамотные юристы могут обосновать почему необходимо данные собирать», — поддержал Николая Пятиизбянцева директор по консалтингу АО «Диалог Наука» Антон Свинцицкий.

 

А есть ли предел?

Вместе с тем тут же встает вопрос о границах: до какой степени банки могут обосновать сбор данных? Например, Василий Окулесский отмечает, что при подписании согласия, в документе, как правило, одной из целей сбора персональных данных клиента указаны «иные цели». «То есть эта третья часть «иные способы» — это как раз можно до бесконечности собирать данные клиента для того, чтобы более точно оценить этот ли клиент на самом деле, а также определить особенности его поведения, что именно он по своей воле делает правильный платеж, а не под давлением снаружи», — пояснил он.

«Все, что ты вгрузишь в систему, анализирующую транзакцию клиента: сессионную составляющую клиента, любая информация об устройстве клиента, его места нахождении, какие-то биометрические данные, которые сейчас активно пытаются снять со всех нас — все это будет использовано не против нас, а для нас со стороны банков. И список ограничен, наверно, только существующими технологиями. Как только появятся новые технологии, новый функционал, что-то новое добавится в список тех параметров, которые необходимо анализировать для выявления в том числе каких-то мошеннических транзакций, мошеннических действий, нацеленных на клиента», — высказал свое экспертное мнение Алексей Лужнов.

 

BIS Journal — информационный партнер XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

7 ноября, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

18.03.2025
II конгресс «Флагманы цифровизации — 2025»: в фокусе — эффективность
18.03.2025
РКН: Риски нарушения прав субъектов ПДн минимизированы
18.03.2025
Октябрь в финсекторе начнётся под флагом антифрода
17.03.2025
Блага iMessage распространяются на «андроидов»
17.03.2025
Авторское право больше не будет помехой для ИИ?
17.03.2025
Европа под угрозой «кибернаводнения»? Имён пока никто не называет
17.03.2025
ЦБ РФ: Идентификацию по биометрии стоит вводить с временным лагом
17.03.2025
Глобально финсектор не готов к массовому запуску цифрового рубля
14.03.2025
Защищая щит. Servicepipe модернизировал ядро DosGate для интеграции с NGFW
14.03.2025
На «трамповских» скоростях. Чего хотят в российском ИТ-секторе

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных