
По данным компании OCS, в первом квартале этого года 43% купленных бизнесом ноутбуков не имело операционной системы. Годом ранее этот показатель равнялся 31%.
В GfK сообщили, что во всех сегментах — корпоративном, государственном и массовом — доля «пустых» ноутбуков составила 44% (371 тыс. устройств), а в «Марвел-дистрибуции» оценили b2b-сегмент в 30-40% от общего объёма продаж (от 260 тыс. до 350 тыс. устройств), и спрос здесь растёт быстрее, чем в рознице и госсекторе. В последние четыре года доля ноутбуков без ОС в корпоративных закупках выросла с 25% до 60% и более.
В январе — марте 2025-го на 40% проданных российским компаниям устройств стояла Windows. Таким образом, на электронику с предустановленными Alt Linux, Astra Linux и «Ред ОС» приходится около 17%.
Спрос на «пустую» технику подскочил в 2022 году — когда Microsoft прекратила официальные продажи и поддержку Windows в РФ, пояснила вице-президент OCS Ольга Доровская. В основном так продукцию поставляют часто встречаемые в офисах китайские бренды (Huawei, Honor и Lenovo), добавил Евгений Перов из Compass. Те же Huawei и Lenovo входят в топ-5 и в розничном сегменте — популярнее них только MSI, Apple и Asus.
В «Рексофт консалтинг» объяснили тренд банальной экономией — без ОС устройство окажется дешевле на 10-20 тыс. рублей. Ряд компаний при этом закупает отечественные «операционки» по отдельным договорам, часть — использует уже приобретённые лицензионные системы от Microsoft, а некоторые выбирают пиратские версии.