Банк России ведёт базу данных «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента», в которую все кредитные организации после жалоб клиентов передают реквизиты мошеннических операций. Благодаря ей банки могут более эффективно противодействовать кибермошенникам, говорится в сообщении регулятора.
Порядок обжалования необоснованного попадания реквизитов в базу предусмотрен поправками в закон «О банках и банковской деятельности», которые вступят в силу 25 июля 2024 года. Эта мера позволит снизить негативные последствия для клиентов банков.
Чтобы обжаловать включение в базу, нужно подать заявление в Центробанк напрямую, на сайте регулятора или через свой банк. Также финучреждение вправе самостоятельно, без участия своего клиента, направить регулятору мотивированное заявление об исключении из базы. Банк России рассмотрит обращение в течение 15 рабочих дней и сообщит о решении клиенту или самой кредитной организации.
Порядок, по которому ЦБ РФ принимает решение по заявлению, а также перечень необходимых данных для представления регулятору содержатся в проекте указания «О порядке подачи клиентом заявления в Банк России, в том числе через оператора по переводу денежных средств, об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, в том числе сведений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о совершенных противоправных действиях, из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, порядке принятия мотивированного решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявлений, указанных в частях 118 и 119 статьи 9 Федерального закона от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ "О национальной платёжной системе", а также о порядке получения оператором по переводу денежных средств информации об исключении сведений, относящихся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, из базы данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента».