
Российский рынок страхования киберрисков к 2025 году может достичь 8-10 млрд рублей. Главными стимулами развития станут рост киберугроз на фоне развития цифровых технологий, совершенствование законодательства в сфере защиты данных и повышение информационной культуры россиян.
Число киберпреступлений в России постоянно растет. В прошедшем году их стало на 92% больше, чем в 2017 г. По данным ФинЦЕРТа Банка России, в 2018 г. было совершено 417 тыс. несанкционированных операций с использованием платежных карт на общую сумму 1,3 млрд рублей, что на 31,4% больше в количественном и на 44% – в денежном выражении по сравнению с 2017 г.
Сбербанк прогнозирует, что к 2022 г. ко всемирной сети будет подключен 1 трлн устройств, а потери от кибератак для мировой экономики вырастут до 8-10 трлн долларов в год.
«Основные риски для бизнеса – это утечка данных и простои производства из-за DDoS-атак, воздействия вредоносных вирусов и применения злоумышленниками методов социальной инженерии, – заявил руководитель СК «Сбербанк страхование» Дмитрий Попов.
Директор по рискам СК «Сбербанк страхование» Владимир Новиков: «По экспертным оценкам, средний ущерб от киберинцидента для крупных компаний составляет 11 млн рублей, для малого и среднего бизнеса – 1,6 млн рублей. Столкнувшись с киберинцидентами, компании увеличивают бюджеты на безопасность. Помимо этого, постепенно начинает формироваться спрос на защиту от киберугроз при помощи страхования».
Объём российского рынка киберстрахования – десятки миллионов рублей. Тем не менее, в ближайшие годы аналитики СК «Сбербанк страхование» ожидают стремительного развития этого сегмента. Основными «бустерами», скорее всего, станут крупные компании, однако основной объём и спрос будут формировать малые и средние предприятия, а также физлица, обладатели смартфонов.
«Мы ожидаем «взрывного» роста рынка киберстрахования в пятилетней перспективе, к 2025 г. доля этого сегмента в общероссийских сборах по страхованию не жизни может составить около 0,5-0,7», – считает Дмитрий Попов.
СК «Сбербанк страхование» в 2017 г. включила в пакет страхования для малых предприятий риск перерыва в производстве в результате кибератак. За первый год действия программы такие полисы оформили около 3500 клиентов, а за первый квартал 2019 г. – уже около 3000. В конце прошлого года компания предложила этот вид страхования физлицам, включив риск киберугроз в продукт по страхованию банковских карт. За полгода действия такие полисы оформили уже около 2 млн клиентов.