В прошлом году отмечен рост случаев использования мошеннических схем с поддельными телефонными номерами – когда мошенник представляется сотрудником банка, выманивает у клиента персональные данные или добивается содействия в переводе средств. Банк России предпринял попытку решить эту проблему, но не преуспел из-за позиции операторов и Минкомсвязи.

ФинЦЕРТ сообщил, что только в последнем квартале 2018 года злоумышленники вывели с карт пользователей около 396,5 млн рублей, проведя 126 миллионов успешных атак. Около 97% случаев связано с методами социальной инженерии – потенциальная жертва получала сообщение о несанкционированной попытке списания средств и, испугавшись последствий, действовала по указанию мошенников. Звонок от преступников при этом выполнялся с подмененного номера банка, а в разговоре с пострадавшими упоминалась реальные клиентские данные, информация о счёте и транзакциях. 

Также подмена номера осуществлялась средствами IP-телефонии, что вынудило ЦБ искать методы противодействия мошенникам и обязать банки предоставлять информацию об уязвимых способах коммуникации с пользователями. Речь идёт о номерах для приёма входящих звонков, а также для связи с клиентами. В последнем случае Центробанк потребовал не только номера для исходящих звонков, но и коды сигнальных точек SPC (код точки отправления – Origination Point Code или OPC и код точки назначения – Destination Point Code или DPC, используемый для идентификации получателя и отправителя). Эту информацию банки должны запрашивать у операторов, часть из которых пока не отреагировала на обращения финансовых организаций. 

В Минкомсвязи также не поддержали инициативу ЦБ, сообщив, что у операторов нет узаконенной обязанности предоставлять коды SPC по запросу банка. Кроме того, в министерстве считают, что основной способ решения проблемы – разъяснительная работа с клиентами финансовых организаций, которые должны стать менее доверчивыми.

30 мая, 2019

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

16.12.2025
OpenAI совершенствует модели защиты «на передовых рубежах»
16.12.2025
Мнение: Риски для «Мира» — QR-коды, биометрия и цифровой рубль
16.12.2025
Решение регулятора — ещё не приговор
16.12.2025
PayPal станет банком и снизит зависимость от партнёров (?)
16.12.2025
Teneo: ИИ не уничтожает рабочие места, но трансформирует роли
15.12.2025
Форум «АнтиФрод Россия» подвёл итоги борьбы с мошенничеством в 2025 году
15.12.2025
Баланс людей и технологий: ключевые выводы CX Fintech Day
15.12.2025
В США появится госстандарт для LLM
15.12.2025
Экологи против новых дата-центров
15.12.2025
Неясный экономический эффект тормозит развитие ИИ-технологий

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных