О ключевых факторах, способствующих мошенничеству в банковской сфере. Конференция AntiFraud Russia 2021 и не только

6 декабря, 2021

О ключевых факторах, способствующих мошенничеству в банковской сфере. Конференция AntiFraud Russia 2021 и не только

Стартовая дискуссия на конференции AntiFraud Russia 2021, консервативная с точки зрения как тематики поднимаемых вопросов, так и общего смысла комментариев/реплик в ответ, получила новый вектор развития после упоминания начальника управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка о новом формирующемся тренде мошенничества в финансовой сфере.

Сегодня, по его словам, преступники склоняют свои жертвы закладывать или продавать свои квартиры вместе с получением кредита. «Если люди у нас раньше оставались после атак с кредитами, то теперь они еще и остаются без квартиры» – это дословная цитата, как дословна и завершающая реплика – «самая непонятная история – что с этим делать?».

Формат конференции в режиме Covid-Free & QR-code-must-have и стандартный дефицит времени не позволил узнать подробности условий получаемых таким образом кредитов и состав вовлечённых в процесс лиц и состав его выгодополучателей (ведь кредит не висит в вакууме, а одобрен и получен в конкретном банке?), но заставил вспомнить ряд тезисов речи главы Центробанка на недавнем сентябрьском сочинском форуме. Вот одна из цитат:

«…важным направлением для развития банковского сектора … должна, на наш взгляд, стать поведенческая перезагрузка банковского сектора, то есть курс на ответственное и честное, во всех смыслах этого слова, ведение бизнеса. … В первую очередь я говорю о доверии клиентов, прежде всего розничных. Мы об этом много говорили, но я, к сожалению, вынуждена говорить об этом ещё и ещё.

Банки должны перестать вводить заёмщиков в заблуждение, скрывать информацию об условиях продуктов, о правильном размере полной стоимости кредита для заёмщика, прекратить навязывать дополнительные условия и продвигать сложные решения для неквалифицированной аудитории.

… есть банки, которые ведут себя честно. И нам не хотелось бы, чтобы они проигрывали в конкурентной борьбе, потому что это недобросовестная конкуренция…»

Сегодня картина возможных противоправных схем более многогранна, чем та, в которой «простой» человек становится жертвой очевидно незаконных мошеннических действий. Этот человек зачастую также становится жертвой бездействия банков и законодателей (регуляторов)!

Директор департамента информационной безопасности ЦБ на форуме AntiFraud Russia 2021 упомянул о том, что регулятор намерен способствовать улучшению качества процедур антифрода через вменение в обязанность для финансовых организаций проверки операций по переводу денежных средств на признаки действия без согласия клиентов.

Т.е. пока подобные проверки – это лишь добрая воля ?!

Более полугода тому назад участники AntiFraud Spring Russia 2021 в очередной раз на протяжении последних лет десяти разбирали ситуацию с мошенничеством на основе технологий современной телефонии. Как образно выразился один из участников конференции, давно бы пора хотя бы начать «догонять» проблему, в то время как добропорядочные участники рынка продолжают всё больше «отставать» от её решения.

И вот начало зимы, и на форуме AntiFraud Russia 2021 директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры сообщает, что в России планируют (только планируют, Карл!) ввести административное наказание для операторов, которые «приземляют» у себя звонки мошенников, тем самым позволяя последним выйти на связь с гражданами через фальшивые номера.

Тут поневоле задумаешься о конспирологии, пытаясь предположить бенефициаров ситуации.

Справедливости ради стоит отметить, что и «простой человек» нередко не так прост!

На уже упомянутом сентябрьском банковском форуме в Сочи в разговоре о мошенничестве упоминалась ситуация с оформлением «обычным человеком» нескольких банковских карт на своё имя и последующей передачей этих карт третьим лицам. Официальным побудительным мотивом для совершения подобных действий является желание «просто немного подзаработать», самоощущения «обычного человека» при вскрытии этой части схемы – полная непричастность к возникшим последствиям, что вполне согласуется с нынешним регулированием эксплуатации банковских карт, не запрещающих их передачу третьим лицам.

А на недавней 8-й практической конференции «Антифрод в банке» директор по мониторингу операций Альфа-Банка вновь отметил, что банк видит этих т.н. «дропперов», видит, через кого выводятся деньги, может их заблокировать, но ничего кроме этого сделать с ними не может, так как нет соответствующего законодательства.

А «вишенкой на торте» является то обстоятельство, что все уже устали от сложившейся ситуации с пандемией как в стране, так и в мире, что привело к тому, что люди стали более доверчивыми. И тот же директор по мониторингу операций Альфа-Банка отмечает, что «уже и голова устала какой-то логикой заниматься, как-то воспринимать события. Возможно, и в силу этого люди становятся более доверчивыми».

И вся эта какофония «социальной инженерии» и социальной же безответственности дополняется повышением профессионализма и технологической оснащённости мошенников. Сегодня техническая ИТ база, включая системы автоматизации мошеннических call-центров, такова, что мошенники в режиме реального времени подстраиваются под реакцию собеседника, в том числе и оперативно в течение минут присылая документы на проведение разорительных для жертвы операций.

Смотрите также