О ключевых факторах, способствующих мошенничеству в банковской сфере. Конференция AntiFraud Russia 2021 и не только

6 декабря, 2021

О ключевых факторах, способствующих мошенничеству в банковской сфере. Конференция AntiFraud Russia 2021 и не только

Стартовая дискуссия на конференции AntiFraud Russia 2021, консервативная с точки зрения как тематики поднимаемых вопросов, так и общего смысла комментариев/реплик в ответ, получила новый вектор развития после упоминания начальника управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка о новом формирующемся тренде мошенничества в финансовой сфере.

Сегодня, по его словам, преступники склоняют свои жертвы закладывать или продавать свои квартиры вместе с получением кредита. «Если люди у нас раньше оставались после атак с кредитами, то теперь они еще и остаются без квартиры» – это дословная цитата, как дословна и завершающая реплика – «самая непонятная история – что с этим делать?».

Формат конференции в режиме Covid-Free & QR-code-must-have и стандартный дефицит времени не позволил узнать подробности условий получаемых таким образом кредитов и состав вовлечённых в процесс лиц и состав его выгодополучателей (ведь кредит не висит в вакууме, а одобрен и получен в конкретном банке?), но заставил вспомнить ряд тезисов речи главы Центробанка на недавнем сентябрьском сочинском форуме. Вот одна из цитат:

«…важным направлением для развития банковского сектора … должна, на наш взгляд, стать поведенческая перезагрузка банковского сектора, то есть курс на ответственное и честное, во всех смыслах этого слова, ведение бизнеса. … В первую очередь я говорю о доверии клиентов, прежде всего розничных. Мы об этом много говорили, но я, к сожалению, вынуждена говорить об этом ещё и ещё.

Банки должны перестать вводить заёмщиков в заблуждение, скрывать информацию об условиях продуктов, о правильном размере полной стоимости кредита для заёмщика, прекратить навязывать дополнительные условия и продвигать сложные решения для неквалифицированной аудитории.

… есть банки, которые ведут себя честно. И нам не хотелось бы, чтобы они проигрывали в конкурентной борьбе, потому что это недобросовестная конкуренция…»

Сегодня картина возможных противоправных схем более многогранна, чем та, в которой «простой» человек становится жертвой очевидно незаконных мошеннических действий. Этот человек зачастую также становится жертвой бездействия банков и законодателей (регуляторов)!

Директор департамента информационной безопасности ЦБ на форуме AntiFraud Russia 2021 упомянул о том, что регулятор намерен способствовать улучшению качества процедур антифрода через вменение в обязанность для финансовых организаций проверки операций по переводу денежных средств на признаки действия без согласия клиентов.

Т.е. пока подобные проверки – это лишь добрая воля ?!

Более полугода тому назад участники AntiFraud Spring Russia 2021 в очередной раз на протяжении последних лет десяти разбирали ситуацию с мошенничеством на основе технологий современной телефонии. Как образно выразился один из участников конференции, давно бы пора хотя бы начать «догонять» проблему, в то время как добропорядочные участники рынка продолжают всё больше «отставать» от её решения.

И вот начало зимы, и на форуме AntiFraud Russia 2021 директор департамента обеспечения кибербезопасности Минцифры сообщает, что в России планируют (только планируют, Карл!) ввести административное наказание для операторов, которые «приземляют» у себя звонки мошенников, тем самым позволяя последним выйти на связь с гражданами через фальшивые номера.

Тут поневоле задумаешься о конспирологии, пытаясь предположить бенефициаров ситуации.

Справедливости ради стоит отметить, что и «простой человек» нередко не так прост!

На уже упомянутом сентябрьском банковском форуме в Сочи в разговоре о мошенничестве упоминалась ситуация с оформлением «обычным человеком» нескольких банковских карт на своё имя и последующей передачей этих карт третьим лицам. Официальным побудительным мотивом для совершения подобных действий является желание «просто немного подзаработать», самоощущения «обычного человека» при вскрытии этой части схемы – полная непричастность к возникшим последствиям, что вполне согласуется с нынешним регулированием эксплуатации банковских карт, не запрещающих их передачу третьим лицам.

А на недавней 8-й практической конференции «Антифрод в банке» директор по мониторингу операций Альфа-Банка вновь отметил, что банк видит этих т.н. «дропперов», видит, через кого выводятся деньги, может их заблокировать, но ничего кроме этого сделать с ними не может, так как нет соответствующего законодательства.

А «вишенкой на торте» является то обстоятельство, что все уже устали от сложившейся ситуации с пандемией как в стране, так и в мире, что привело к тому, что люди стали более доверчивыми. И тот же директор по мониторингу операций Альфа-Банка отмечает, что «уже и голова устала какой-то логикой заниматься, как-то воспринимать события. Возможно, и в силу этого люди становятся более доверчивыми».

И вся эта какофония «социальной инженерии» и социальной же безответственности дополняется повышением профессионализма и технологической оснащённости мошенников. Сегодня техническая ИТ база, включая системы автоматизации мошеннических call-центров, такова, что мошенники в режиме реального времени подстраиваются под реакцию собеседника, в том числе и оперативно в течение минут присылая документы на проведение разорительных для жертвы операций.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

18.03.2024
Сколько денег тратят на маркетинг лидеры российского рынка инфобеза
18.03.2024
Microsoft закроет доступ к облачным сервисам для российских компаний
18.03.2024
От операторов связи потребовали ограничить продажу «симок»
18.03.2024
Жертва социнженеров пыталась поджечь отделение «Сбера»
18.03.2024
Системы МВФ были взломаны впервые за 13 лет
15.03.2024
ИИ поможет бизнесу выявлять брак и маркировать продукцию
15.03.2024
Минцифры поручено и дальше цифровизировать всё вокруг
15.03.2024
Стоит с настороженностью относиться к сообщениям о перевыпуске SIM-карты
15.03.2024
IDC: Больше всех на «облака» в этом году потратит Польша
14.03.2024
Вендоры хотят ограничить госкомпании в закупках зарубежного харда

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных