BIS Journal №1(40)/2021

9 апреля, 2021

Все на борьбу с неграмотностью! ЮНИСЕФ и Всемирный банк бьют тревогу

Лозунг столетней давности становится актуальным в наши дни – пробелы в знаниях из-за карантина 2020-2021 гг. угрожают национальной безопасности многих стран. Тревогу бьют не только родители учеников, но и международные организации, такие как ЮНИСЕФ и Всемирный банк.

 

УКОЛОЛСЯ… И НА УРОК

Пандемия COVID-19 нанесла серьёзный ущерб образованию детей во всём мире. Вакцинация учителей считается важным шагом к тому, чтобы вернуть ситуацию в прежнее русло.

По данным ЮНИСЕФ [1], на пике первой волны коронавируса в конце апреля 2020 года закрытие общеобразовательных школ нарушило учебный процесс почти 90% учеников в мире. И, хотя к зиме 2020/2021 г. ситуация немного улучшилась, нет подтверждений, что закрытие школ замедляет распространение заболеваний. По мнению чиновников ЮНИСЕФ, школы не являются основным источником передачи инфекции. Но в связи со стремительным ростом числа заражённых многие страны принимают решение вновь закрыть учебные заведения. По состоянию на 1 декабря 2020 г. каждый пятый ученик в мире (или 320 млн детей) не посещает школу из-за карантина.

С началом кампании по вакцинации COVID-19 ЮНИСЕФ призвал вакцинировать преподавателей после медицинского персонала и групп населения, подверженных высокому риску заражения. Это поможет защитить учителей от вируса, позволит им выйти на работу и открыть школы.

Последствия продолжительных каникул и нарушения учебного процесса могут стать необратимыми, особенно для маргинализированных слоёв населения и бедных стран. Чем дольше дети остаются вне школы, тем меньше вероятность их возвращения к учёбе и тем сложнее их родителям вернуться на работу.

Решения об очерёдности вакцинации сложные, но приоритет учителей позволит защитить будущее подрастающего поколения. Ответственность за него лежит на сегодняшних руководителях государств, считают в ЮНИСЕФ.

 

ПРОГРАММЫ ПРИДЁТСЯ МЕНЯТЬ

«В 2018 году Группа Всемирного банка приступила к реализации Проекта развития человеческого капитала – глобальной инициативы, призванной помочь ускоренному осуществлению более масштабных и эффективных инвестиций в людей во имя упрочения социальной справедливости и роста экономики», – говорится в годовом отчёте Всемирного банка за 2019 г. Среди целей и задач Проекта – улучшение качества медицинского обслуживания и образовательных программ в беднейших странах мира, например Бангладеш, Замбии и Йемене, поддержка стран, запрашивающих финансирование или техническую помощь для достижения целей устойчивого развития.

Одна из целей – обеспечить доступ к качественному образованию и возможностям обучения на протяжении всей жизни для всех граждан к 2030 г. Для осуществления этих целей разработана Рамочная программа действий в области образования до 2030 г., она станет «дорожной картой» для стран-участников.

Но 2020 г. поставил перед Международным банком другие проблемы – последствия карантина COVID-19. Первый отчёт о ситуации в области среднего образования в странах Европы и Центральной Азии вышел в мае 2020 г., он был обновлён в конце ноября того же года, и, как отмечают его авторы, сбор данных продолжается.

Карантинные меры COVID-19 первой волны весны 2020 г. привели к фактической потере знаний и вероятным неблагоприятным последствиям для будущего поколения. Поэтому важно максимально смягчить долгосрочные последствия пандемии, которая нанесла урон образованию во всём мире.

 

COVID-19 КАК УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩЕГО

Закрытие школ из-за карантина привело к серьёзным сбоям в процессе образования в странах Европы и Центральной Азии. По данным исследований, пандемия приводит не только к потере знаний, что выявляется тестированием учащихся, но и к увеличению социального неравенства. Страны с высоким уровнем дохода справляются с ситуацией быстрее, а в странах с более низким уровнем дохода граждан положение ухудшается.

На пике пандемии весной 2020 г. 45 стран Европы и Центральной Азии закрыли школы, отчего пострадали 185 млн учащихся. Из них 22 млн – дети, живущие в семьях с доходами ниже национального порога бедности. Такие семьи есть в 19 странах Европы и Центральной Азии. С учётом летних каникул перерыв в обучении составил до полугода. Такая ситуация приведёт к сокращению числа несовершеннолетних, посещающих школы, которые и без пандемии всё чаще бросают учёбу.

Потери уже реальны.Первые результаты исследований показывают, что даже в благополучных странах Европы (Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, где школы были закрыты на 2-3 месяца) растёт социальное неравенство и ухудшаются показатели знаний учащихся. В Казахстане заметно ухудшились показатели знаний учащихся.

Потери знаний намного выше среди учащихся из малообразованных семей. Исследования показывают, что дети из социально и экономически благополучных семей получали большую поддержку родителей вовремя учёбы в период закрытия школы.

Ещё один аспект дистанционного образования – цифровизация экономик. По данным на 2016 г. 64% жителей Европы и Центральной Азии были подключены к интернету. Данные исследований Всемирного банка говорят об охвате 53% граждан в странах-клиентах Банка в регионе, что намного выше среднемирового показателя. Однако это «средняя температура по больнице», на практике существуют существенные различия: 20% охвата интернетом жителей Таджикистана и 75% – Литвы.

Учителя и администрация школ оказались неподготовленными к переходу на удалённую работу и экстренно создавали системы дистанционного обучения. По состоянию на начало декабря 2020 г. в странах Европы и Центральной Азии потеряны 5623 учебных дня: в среднем дети не ходили в школы по 3–4 месяца. С начала марта 2020 г. большинство школ в странах были закрыты.

Одной из главных проблем экстренного перехода на дистанционное образование (ДО) и самого ДО является отсутствие взаимодействия между учителем и учеником. Оно невозможно в условиях видео-конференц-связи или трансляции уроков в записи. Страны по-разному решали вопросы взаимодействия учителей и учеников: социальные сети, электронная почта, мессенджеры, телефон и даже почта. Но способов обучения лучше прямого взаимодействия учителя и ученика на уроке не придумано.

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ КАК ПРИЧИНА СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА

Стараясь сохранить непрерывность образования, многие страны перешли на дистанционное обучение. Выбор методов обучения ещё больше углубил социальное неравенство как среди учеников, так и среди стран.

В одних странах были созданы или обновлены образовательные ресурсы на специализированных веб-сайтах. Другие (например, Россия и Турция) предлагают интерактивные онлайн-занятия, а учителя должны готовить онлайн-контент. В странах с низким проникновением интернета были задействованы традиционное телевидение и радиовещание для обеспечения непрерывности обучения, особенно для детей из социально уязвимых групп.

Если брать общемировую картину, то тенденции к сокращению знаний подрастающим поколением удручают.

Несмотря на значительный технологический потенциал, даже европейские страны с высоким уровнем доходов столкнулись с проблемами обучения и ростом неравенства при переходе к ДО. Что уж говорить о менее развитых странах, где технологический потенциал ниже, а большинство семей живёт за чертой бедности.

Треть стран Европы и Центральной Азии не полностью подключена к интернету. Только 50% школ имеют материально-техническую базу и IT-специалистов для подключения к интернету, чтобы предоставлять минимальный уровень образовательного контента. Можно ожидать, что негативные последствия закрытия школ для стран со средним и низким уровнем доходов будут значительными.

Как отмечают эксперты Всемирного банка, в будущем за порогом школы потери в образовании могут обернуться серьёзными проблемами. Снижение результатов тестов учащихся напрямую связано с сокращением занятости в перспективе. И наоборот, повышение успеваемости и увеличение продолжительности обучения приводит к значительному увеличению доходов на протяжении всей жизни.

Осенью-зимой 2020 г. в связи с ростом числа случаев COVID-19 прошла вторая волна закрытия школ. Методы обучения со времён первой волны не сильно изменились, поэтому проблемы остались теми же: сокращение уровня образования, ограниченный доступ к высшему образованию, меньшая конкурентоспособность на рынке и более низкие доходы в будущем.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Эксперты Группы Всемирного банка для исправления ситуации в области образования предлагают план из трёх пунктов.

 

Восстановительные учебные программы

Для отстающих учеников должна быть разработана программа поддержки. Первый шаг – проведение тестирования для выявления таких учеников и их потребностей.

12-недельные учебные программы могут заменить 3-5 месяцев обычной учёбы. В Италии учащиеся средних школ, имевшие три часа онлайн-уроков в неделю с компьютера или гаджетов, продемонстрировали рост успеваемости по математике, английскому и итальянскому языкам на 4,7%.

Нестандартные учебные мероприятия, которые объединяют учащихся по уровню знаний, а не по возрасту или классу, и адаптированные учебные программы, ориентированные на базовые навыки, также приводят к улучшению показателей. Адаптированные образовательные системы, опирающиеся на текущий уровень знаний учеников, оказывают значительное влияние на результаты обучения, особенно среди отстающих. Педагоги лучше других знают потребности своих учеников, поэтому необходимо поддерживать учителей дополнительными ресурсами и обучением.

 

2.Сохранение и увеличение бюджета на образование

Для обеспечения устойчивого восстановления системы образования важно, чтобы государственный бюджет на образование был сохранён на прежнем уровне или увеличен. Школы при необходимости должны получать дополнительную финансовую поддержку. Чтобы помочь наиболее уязвимым группам учащихся, правительства должны направить большую часть финансовых средств и ресурсов на поддержку школ и учеников, особенно если эти школы работают в социально неблагополучных областях.

В условиях «удалёнки» состоятельные семьи нанимают детям репетиторов, семьям с низкими доходами такие услуги не по карману. Здесь на помощь может прийти государство. Например, Великобритания объявила о создании Фонда поддержки учеников в размере 1 млрд фунтов стерлингов, часть средств пойдёт на Национальную программу репетиторства с бюджетом 76 млн фунтов стерлингов. Эти меры призваны подтянуть знания учеников на докарантинный уровень.

 

3.Создание платформ для различных форм обучения

Необходимо использовать опыт пандемии, чтобы подготовиться к будущим кризисам. Для этого важно разрабатывать платформы и программы ДО, чтобы иметь инструмент для быстрого перехода с очной на дистанционную форму обучения, разработать гибкие учебные программы, которые можно преподавать очно или онлайн. Для этого надо улучшать материально-техническую базу школ и повышать квалификацию преподавателей в области IT.

 

***

Найти альтернативные и эффективные методы обучения, способные заменить очное образование, сложно. Длительное закрытие школ не только усугубляет проблемы с образованием и психическим здоровьем, но и ставит в невыгодное положение учащихся из более бедных семей. Всё это наносит ущерб не только экономике стран в длительной перспективе, но и национальной безопасности: через 20-30 лет нынешние школьники придут на смену родителям. Конечно, необходимо стремиться, чтобы школы работали без длительных перерывов во время учебного года. Однако жизнь вносит свои коррективы, и необходимо заранее искать альтернативные и эффективные методы обучения.

 

Цифры и факты по Европе и Центральной Азии

Более 185 млн школьников вынуждены сидеть дома в период пандемии, часть из них учатся с помощью дистанционных технологий.

22 млн школьников в 19 странах Европы и Центральной Азии живут в семьях с доходами ниже национального порога бедности; многие из этих детей не ходили в школу или не участвовали в дистанционных уроках полгода.

В дополнение к летним каникулам потеря трети учебного года отрицательно скажется в будущем на детях из семей с низким уровнем доходов.Отсев учеников из старшей школы может быть значительным.

Студенты на «удалёнке» чаще бросают учёбу в высшем учебном заведении или получают более низкую квалификацию по сравнению со сверстниками, которые учатся очно.

Увеличение неравенства доходов из-за пандемии коронавируса и вероятной рецессии будет угнетать развитие навыков в будущем у лиц из бедных слоёв общества.

16% учителей в Европе сообщают о необходимости повышения квалификации по использованию информационно-телекоммуникационных технологий для дистанционного обучения, которые активно применяются для смягчения последствий коронавируса.

Последствия COVID-19 могут увеличить разрыв в результатах обучения 104 млн учащихся из стран с высоким уровнем дохода и 59 млн человек, живущих в странах со средним уровнем дохода. Отмечается разрыв в 13% между средним индексом человеческого капитала в этих странах.

 

[1] ЮНИСЕФ – Детский фонд ООН, англ. United Nations Children’s Fund, - специализированное учреждение ООН по координации программ помощи детям.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

08.10.2024
Операторы связи начнут валидировать коммерческие спам-обзвоны
08.10.2024
YouTube не отдаёт свой контент потенциальным скрейперам
08.10.2024
ВТБ — о клиентском пути, «который изменит платёжный рынок страны»
08.10.2024
Консорциум исследователей ИИ расширяет состав участников
08.10.2024
Информационная безопасность в перспективе 5-7 лет: основные векторы развития (по Матвееву)
07.10.2024
«Восстановление займёт много времени». На ВГТРК кибернапали?
07.10.2024
О сертификации айтишников по версии АПКИТ
07.10.2024
МТС RED: Больше всего DDoS-атак досталось ИТ-сектору и транспорту
07.10.2024
Время уплаты налогов: как этим пользуются мошенники
07.10.2024
Беларусь оставила аналоговую подпись в соглашении о признании электронной

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных