Мы все учились понемногу… Эссе на тему статьи В.А. Окулесского «Прочитал с пристрастием, и кое-что нашел…»

BIS Journal №2(37)/2020

26 мая, 2020

Мы все учились понемногу… Эссе на тему статьи В.А. Окулесского «Прочитал с пристрастием, и кое-что нашел…»

«Кто хочет научиться летать,

тот должен сперва научиться

стоять, и ходить, и бегать,

и лазить, и танцевать:

нельзя сразу научиться полету!»

Фридрих Ницше

 

Прочитал статью уважаемого Автора. Прочитал и призадумался. Начать полемику? Да вроде и не с чем. Это твердая позиция Автора. Правильная она или нет? Не знаю, это позиция преподавателя. Спорить с преподавателем? Зачем. Поэтому решил просто высказать свою точку зрения. Так сказать, взгляд с другой стороны.

Начну вот с чего. Для кого нужен профессиональный стандарт? На мой взгляд, это четко определено в Трудовом Кодексе: «Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда» [1].

Вот и получается, что прежде всего этот стандарт для работодателя, чтобы он смог правильно сформулировать те компетенции, которым должен обладать кандидат на вакантную должность. А еще он, наверное, потребуется самому претенденту, чтобы понять, достаточно ли его образования, знаний и навыков для работы в должности, на которую он претендует. Ну, и конечно, эти стандарты нужны учебным организациям для того, чтобы разработать актуальные программы и убрать разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Обратите внимание, я поставил этот тезис на последнее место в ряду назначений стандарта.

Почему? Попытаюсь объяснить. Помните старый афоризм о том, что надо не рыбу давать, а удочку? На мой взгляд, специалисты по безопасности информации делятся условно на две группы: «стратеги» и «практики». Первые призваны формировать принципы и правила обеспечения защиты информации, вторые – реализовывать это в жизнь. Одним надо иметь очень широкий кругозор, иметь представление о многих новейших технологиях, методах и прочее (это удочка). Вторым требуются конкретные знания, чтобы администрировать те или иные средства защиты (это рыба). Это два совершенно разных направления обучения. В одном случае – это специальное (я бы сказал, среднее) техническое образование, в другом – воспитание стратегического мышления. «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны…» [2].

Стандарт в этом смысле не делает различия. Он формирует определенные требования к целому классу специалистов.

По своей сути, профстандатр пришел на смену существовавшему ранее классификатору должностей. И опять возвращаюсь к мысли: стандарт прежде всего важен для работодателей, а не для преподавателей. Профстандарт – это не программа обучения, это, скорее всего, путеводная звезда, вектор, по которому надо идти преподавателю. А вот как двигаться в этом направлении – это как раз и есть искусство преподавателя.

Не секрет, что одна и та же трудовая функция для разных категорий должностей может иметь разный смысл. Все зависит от требуемой квалификации. А это должен определить уже именно работодатель с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций: что он хочет получить от претендента. Задача претендента удовлетворить требованиям работодателя. А как он получил необходимые знания и навыки – дело самого претендента. Это может быть и образование в ВУЗе, и курсы повышения квалификации, и даже самообразование.

Из альбома Жана Эффеля «Сотворение мира. Люди»

 

И тут встает вопрос: а какова роль стандарта для преподавателя, для образовательной организации? Оказывается, очень важная! Но, сначала, хочу вспомнить как меня учили. Кто учил, всех уже и не упомню, но особо в памяти остались профессора Н.С. Ярошенко, С.Д. Эйдельман, А.М. Страшкевич, легенда академик А.И. Берг и еще много других. И чему они учили? «Ручки крутить»? Нет. Они учили понимать ситуацию, они закладывали в нас базис, на котором можно строить любую трудовую деятельность.

***

Вот и вывод: роль образования в реализации профстандарта – это необходимость формирования базиса, который позволит выполнять любые необходимые трудовые функции, нужные работодателю. Иногда это ограничивается только «кручением ручек», а иногда – стратегическим мышлением. И то и другое – нужно. И еще, не надо учить какой-то одной конкретной трудовой функции. Это тупиковый подход, приводящий к деградации развития личности и, в конечном счете, к деградации защиты информации.

 

[1] ТК РФ, ст. 195.3

[2] С. В. Михалков, «А что у вас?»

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

19.08.2025
«Селеронъ»? В Москве попросили аннулировать охрану суббренда Intel
19.08.2025
MIT: ИИ не запоминает обратную связь и не адаптируется со временем
19.08.2025
Б1: К новому десятилетию ИТ-рынок России сбавит скорость
19.08.2025
Корона сдала назад. iCloud — на прежних позициях
19.08.2025
Мнение: Антифишингу нужны новые методы и сугубо научная оценка их эффективности
19.08.2025
«Лично я не вижу большой волны негатива». Боярский — о возможном статусе иноагента за критику Max
18.08.2025
Банкиры приходят в нацмессенджер
18.08.2025
InfoWatch: Клиникам необходимо переходить к подходу, основанному на проактивных методах
18.08.2025
Администрация Трампа национализирует чиподелов?
18.08.2025
«Этичных хакеров» приглашают протестировать отечественную СУБД

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных