BIS Journal №4(35)/2019

29 января, 2020

Такому в школе не научат

На отраслевых форумах из года в год констатируется нехватка специалистов. С той или иной эффективностью многие компании пытаются наладить взаимодействие с вузами, вовлекая старшекурсников в рамках практик, стажировок и других, ставших привычными, форм поиска будущих сотрудников.

При этом технологии кадрового укрепления отрасли ИБ в целом на уровне системы высшего образования реализуются преимущественно через обновление образовательных стандартов и распределение бюджетных мест в вузах по соответствующим специальностям. Но можно ли улучшить ситуацию простым увеличением числа мест? Даже если пропустить мгновенно возникающий в сознании аргумент «денег нет», то все равно останется «а где взять столько желающих, да еще и адекватных абитуриентов?».

Наш Фонд поддерживает разнообразные мероприятия по профессиональной ориентации в направлении отрасти ИБ. Прежде всего, это профильные олимпиады и другие интеллектуальные соревнования. Старшеклассники, участвующие в них, образуют удачную, перспективную целевую аудиторию для такой деятельности.

В частности, по сложившейся традиции, Фонд организует в московском регионе торжественное закрытие Межрегиональной олимпиады школьников им. И.Я. Верченко, проводимой по профилям «математика и криптография» и «компьютерная безопасность». Сценарий подобных мероприятий давно сложился и на протяжении многих лет считался единственно возможным: разбор решений сложных задач, представленных на олимпиаде, вручение дипломов призерам и несколько ярких выступлений представителей профильных вузов, науки и промышленности.

И все же такая программа казалась нам не вполне завершенной – она не давала школьникам живого представления о профессии. Поэтому в этом году мы дополнили программу закрытия олимпиады, на наш взгляд, принципиально новым форматом. Для участников была проведена виртуальная экскурсия по киберполигону кафедры №252 МИРЭА.

Экскурсия состояла из двух частей. В ходе первой школьникам рассказали о компьютерных атаках, ГосСОПКА и устройстве учебного киберполигона.

Вторая часть, практическая, проходила после вручения дипломов победителям и больше напоминала деловую игру. Ребята разбились на группы по 2-3 человека. Каждой группе был выделен наставник из числа студентов 5 курса, обучающихся на кафедре. Задача юных олимпийцев состояла в том, чтобы вникнуть в актуальные проблемы ИБ и содержание обучения по специальности «Компьютерная безопасность», но главное – студенты должны были сами провести увлекательную демонстрацию будней ИБ-шника, отражая на киберполигоне приближенные к реальным компьютерные атаки на предприятие ТЭК. Понятно, что происходило это в рамках одного из заложенных в киберполигон сценариев.

Как это выглядело на практике, учитывая явный выход тематики за рамки школьной программы? Наставники давали подопечным подробные подсказки, как выявить ключевые события в потоке сетевого трафика, а затем устранить выявленную уязвимость. Малые группы и относительно небольшая разница в возрасте со студентами, безусловно, способствовали неформальному общению, позволяли задавать вопросы и получать ответы по всему ходу демонстрации-игры.

Интерес школьников к этому действу был неподдельным, и результаты вполне оправдали наши ожидания. Всего виртуальную экскурсию посетили около 50 участников торжественного закрытия олимпиады.

Таким образом, предложенный новый формат успешно прошел апробацию и пополнил арсенал профориентационных методик, направленных на повышение осознанности выбора школьниками отрасли "информационная безопасность" как будущей сферы профессиональной деятельности.

Смотрите также