BIS Journal №1(40)/2021

7 апреля, 2021

Онлайн по-русски. Проблем, как всегда, две: учителя, ученики… и их родители

В прошлом номере BIS Journal мы представили обзор онлайн-платформ для дистанционного обучения школьников в США. А что же происходит у нас? Роспотребнадзор продлил Санитарно-эпидемиологические правила для образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи до 1 января 2022 г. Значит, учиться вдали от школ детям придётся ещё долго.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

7 декабря 2020 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 2040 «О проведении эксперимента о введении цифровой образовательной среды (ЦОС)». Согласно документу, в 10-дневный срок со дня вступления в силу постановления требуется разработать и утвердить порядок отбора субъектов РФ для проведения эксперимента, а также в течение одного месяца по согласованию с Минцифры РФ разработать и утвердить дорожную карту по проведению эксперимента.

Регионам, где с 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. будет проведён эксперимент, в течение двух месяцев со дня его начала необходимо заключить с Минпросвещения и Минцифры соглашение о взаимодействии в рамках эксперимента, а также в течение трёх месяцев разработать и утвердить свою дорожную карту по проведению эксперимента по согласованию с данными ведомствами.

«Этот документ, прежде всего, призван гарантировать всем учащимся, вне зависимости от того, где они живут, равные условия для получения качественного образования. Внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС), о которой идёт речь в постановлении, никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования», — отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, слова которого приведены в сообщении ТАСС.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

В числе основных задач эксперимента указаны:

  • создание, ввод в эксплуатацию, развитие и эксплуатация информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, входящих в состав платформы цифровой образовательной среды;
  • апробация функциональных возможностей платформы;
  • оснащение школ материально-технической и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой (интернетом, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в соответствии с утверждённым стандартом, а также видео-конференц-связью в помещениях школ);
  • развитие технологий и решений обработки и управления данными участников образовательных отношений на базе портала госуслуг;
  • обеспечение возможности реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением портала госуслуг, информационной системы Минпросвещения России и информационно-коммуникационной образовательной платформы и т. д.

 

ГЕОГРАФИЯ

Летом 2020 г. Минпросвещения заявилоо проведении эксперимента в 14 субъектах РФ. Это Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

 

ПРИНЦИПЫ

Регионы получат средства из федерального бюджета на реализацию эксперимента в рамках госпрограммы «Развитие образования». Будет охвачено 1700 школ, им выделят средства на обеспечение высокоскоростным доступом в интернет, компьютерами, программным обеспечением. Согласно проекту, основными принципами создания ЦОС, в частности, являются безопасность, приоритет отечественным технологиям, многофункциональность использования.

 

КАК В РЕАЛЬНОСТИ?

Однако в режиме дистанционного образования многие регионы, в том числе не попавшая в список пилотных Москва, с небольшими перерывами на посещение школы учатся с весны 2020 г. Кратко расскажем о том, как происходит обучение.

 

ZOOM – ПОПУЛЯРНЫЙ, НО УЯЗВИМЫЙ

Программа Zoom стала необычайно популярной по всему миру весной 2020 г., когда массовый переход на дистанционные работу и образование вынудил пользователей искать удобную платформу для организации видеоконференций. Выбор, собственно, оказался невелик: Zoom, Skype, WhatsApp…

Популярный ранее для видео-конференц-связи (ВКС) Skype ограничивал численность участников, Google Classroom не нашёл широкого распространения и поддержки у преподавателей, а Zoom оказался на слуху и благодаря простоте в установке и использовании мгновенно стал востребованным по всему миру.

Учителей не смущали ограничения по времени бесплатной конференции (40 минут для урока достаточно), максимальное число участников – 100 человек - превышает втрое среднестатистический класс.

Среди обычных проблем платформы – зависания и внезапные отключения из-за повышенных нагрузок. Весной были популярны взломы ВКС в Zoom посторонними лицами. Исследователи безопасности находили бреши в информационной безопасности (например, трафик шёл без сквозного шифрования) и уязвимости в приложении. Специалисты Zoom выпускали патчи, однако дыры в безопасности платформы по-прежнему остаются. Для их ликвидации компания наняла в апреле 2020 г. компанию Luta Security. За 90 дней планировалось улучшить вопросы ИБ и конфиденциальности информации пользователей, а также запустить программу big bounty, в рамках которой всем нашедшим уязвимости в платформе и уведомившим компанию будут выплачивать вознаграждения.

Если судить по ленте новостей, число хакерских атак на участников zoom-конференций в конце года сократилось. Мелькают редкие сообщения о хакерских атаках из хулиганских побуждений на несколько школ и университетов в США.

 

TEAMS.МОСКОВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА УВЯЗЛА В БОЛОТЕ

Что выбрать вместо уязвимого для хакеров Zoom? Этой осенью московские школьники и их родители столкнулись с альтернативной платформой – встроенной в Московскую электронную школу (МЭШ) Microsoft Teams. Если верить рекламе, то платформа должны была стать инструментарием для полноценной дистанционной работы ученика и учителя. Что вышло на практике?

Обкатка системы началась внезапно, во время вынужденных осенних «каникул». И тут в прессе начался разговор о многом: о полном непонимании большинством учителей и родителей основ IT, о неспособности авторов МЭШ – сотрудников Департамента информационных технологий города Москвы – сделать работоспособный продукт, о неготовности школ к «удалёнке», об отсутствии материально-технической базы у учебных заведений и в семьях.

 

TEAMS. МЫТАРСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Начнём с простого – с установки системы. Для этого родитель должен зайти под своей верифицированной заранее учётной записью и создать пароль для ребёнка (логин создаётся системой). После чего он должен перелогиниться под именем ребёнка, с его паролем войти в систему и зайти в онлайн-урок, открыв его в браузере своего устройства.

Сколько сил ещё весной ушло у пользователей на привязку аккаунта ребёнка к родительскому для создания пароля! По собственному опыту автора и опыту других родителей эта элементарная функция, которая должна создаваться автоматически, начинала работать с третьей жалобы в техподдержку.

Дальше – больше. «Срочно удалите свой аккаунт на mos.ru и создайте аккаунт ребёнка, через час будет тренировочное подключение», – обычное для осени сообщение от учителя в чате класса. Следовали возмущённые возгласы родителей. В процессе выяснялось, что удалять ничего не надо, следует зайти под логином ребёнка. Дальше начинали выяснять, что такое браузер и как открыть Teams на телефоне по прямой ссылке в Google Chrome...

Все рекламные проспекты о том, как круто и легко работать в Teams, как просто записать и пересмотреть урок, как легко сделать домашнюю работу, которую также легко и просто проверит учитель, в моём случае так и остались рекламными слоганами и красивыми картинками. Моему ребёнку толком проучиться в Teams так и не удалось – система висла, глючила, отключалась…

Виноватыми в этом объявлялись дети, которые «сломали» всё до начала уроков, родители, которые не купили своим детям компьютеры или хотя бы ноутбуки, а нашли деньги только на телефоны или в лучшем случае планшеты и не обеспечили детей отдельными комнатами, чтобы была возможность учиться с включённой веб-камерой, а также не провели домой высокоскоростной интернет... И учителя, которые не смогли заставить родителей думать о детях. Администрация школы снимала и снимает с себя всю ответственность за происходящее.

 

TEAMS. О БЕЗОПАСНОСТИ

О безопасности платформы Teams, которая противопоставлялась небезопасному Zoom, говорить не приходится. Родительские чаты полны рассказами о взломах Teams во время уроков, демонстрации порнографии и нецензурной брани под логинами учеников. Если сопоставить эти сообщения с новостями об утечке по вине сотрудников ДИТ Москвы данных о заболевших COVID-19 москвичах, то вопросы, кто виноват и что делать, очевидны даже неспециалисту в области информационной безопасности.

 

В СТИХИЙНОМ ПОИСКЕ

Часть школ и учителей тихо вернулась в Zoom. Некоторые выбрали другой инструмент – Discord, бесплатный мессенджер с поддержкой VoIP. Собственно, это известный ВКС, предназначенный для использования различными сообществами по интересам. Discord популярен у геймеров, однако его возможности – закрытые каналы, жёсткое модерирование участников и привязка их к классам и предметам – оказались полезными и для образовательных учреждений. По отзывам пользователей, попробовавших с детьми все возможные варианты образовательных платформ и систем ВКС типа MS Teams или Zoom, Discord оказался самым удобным и безопасным инструментом для учёбы. А функциональность платформы позволяет наполнить урок дополнительной информацией.

 

В ЧАСТНЫХ ШКОЛАХ

Много разнообразных образовательных платформ есть у частных школ. Например, платформа International Blended Learning School (IBLS). Она создана задолго до пандемии COVID-19 и реализует примерно тот контент, о котором заявлял ДИТ Москвы. Более того, она работает с МЭШ как с дополнительным инструментом. На базе этой платформы учатся дети с 1 по 11 класс, на ней реализованы видеоуроки, а также онлайн-уроки через Zoom, если есть желание послушать учителя вживую. Учебный план привязан к расписанию, есть промежуточная аттестация – контрольные работы и тесты по предметам, с разборами ошибок и их объяснениями. Если нет желания выполнять промежуточные работы, то есть одна большая триместровая контрольная по каждому предмету.

Родитель может следить за расписанием ребёнка, видит его успеваемость, изучаемые темы и всегда может помочь. Если есть вопросы по конкретному уроку, в конце занятия есть форма обратной связи с учителем. Если в системе идёт обновление программного обеспечения, сообщения об этом присылаются заранее, а на выполнение самостоятельных и контрольных даётся отсрочка.

Недостаток таких платформ один – они поддерживаются частными школами и потому учёба на их базе платная. Однако и жалоб на взлом и противоправные действия во время уроков от пользователей частных образовательных онлайн-платформ нет.

 

В МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ

В стороне от традиционного школьного образования в дистанционном формате стоит обучение музыке. Никто не мог предположить, что и освоение музыкальных инструментов и сольфеджио перейдёт в онлайн-режим. Кто-то проводит уроки по теории в Zoom или по Skype. Кто-то выкладывает домашние задания и требует отчитываться по ним на электронную почту или в WhatsApp. Есть и новинки в подходе к образованию: с весны 2020 г. на видеохостинге Youtube появилось много заданий по сольфеджио в формате музыкальных диктантов. Их активно используют преподаватели сольфеджио.

Мучением для всех участников процесса стали уроки по инструменту. Тут всё зависит и от учителя, и от ученика и его родителей, и… от администрации школы. Хорошо, если произведения начали разбирать очно в начале учебного года и ученик успел поучиться в музыкалке несколько лет в обычном режиме. Тогда сложностей с дальнейшим обучением меньше. Горе, если ученик первоклассник и ничего не умеет.

Многие учителя просто проводят урок через Zoom, Skype или WhatsApp, расположив камеру так, чтобы было видно ребёнка и инструмент. Тут самое сложное – не только настроить веб-камеру и в процессе 20-30-минутного урока отработать материал, но и исправить технику игры. Главная проблема – отсутствие физического контакта. На то, что в классе можно сделать одним движением или личным примером учителя, в дистанционном формате уходит гораздо больше времени.

Отдельная песня начинается в музыкальных школах, где администрация не доверяет своим сотрудникам и ученикам. Бывают требования записывать занятия с трёх камер, чтобы в кадр попали ученик, его руки на инструменте и монитор, в котором виден учитель, проводящий урок. О качестве такого обучения речи уже не идёт – все участники процесса пребывают в постоянном стрессе.

Финальным аккордом занятий становятся экзамены. И если теорию можно формализовать в тесты в виде опросов на базе Yandex или Google, то со сдачей экзаменов по инструменту или вокалу начинаются проблемы: попасть в фонограмму, совпасть с присланным от аккомпаниатора темпом игры или просто записать выступление на телефон, исключив посторонние звуки и не забыв надеть концертные туфли… в общем, это то самое, где музыка и заканчивается. Итоги многократных перезаписей заливаются на сайт и просматриваются учителем. При необходимости процесс повторяется до получения удовлетворительного результата. Иного способа обучения музыке не придумано.

Что станет итогом дистанционного обучения школьников? Какие последствия такого образования мы получим через 5-10 лет? Многие родители и учителя уже сейчас бьют тревогу, пытаясь доказать, что очное образование становится привилегией для состоятельных граждан. Пока все нормативные документы по эксперименту говорят о добровольности онлайн-образования и его совместимостью с традиционной, очной, формой. Время многое покажет. Ясно одно – качественное образование детей остаётся заботой их родителей. Как и обеспечение информационной безопасности образовательного процесса.

Смотрите также