BIS Journal №1(40)/2021

7 апреля, 2021

Онлайн по-русски. Проблем, как всегда, две: учителя, ученики… и их родители

В прошлом номере BIS Journal мы представили обзор онлайн-платформ для дистанционного обучения школьников в США. А что же происходит у нас? Роспотребнадзор продлил Санитарно-эпидемиологические правила для образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодёжи до 1 января 2022 г. Значит, учиться вдали от школ детям придётся ещё долго.

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

7 декабря 2020 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 2040 «О проведении эксперимента о введении цифровой образовательной среды (ЦОС)». Согласно документу, в 10-дневный срок со дня вступления в силу постановления требуется разработать и утвердить порядок отбора субъектов РФ для проведения эксперимента, а также в течение одного месяца по согласованию с Минцифры РФ разработать и утвердить дорожную карту по проведению эксперимента.

Регионам, где с 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. будет проведён эксперимент, в течение двух месяцев со дня его начала необходимо заключить с Минпросвещения и Минцифры соглашение о взаимодействии в рамках эксперимента, а также в течение трёх месяцев разработать и утвердить свою дорожную карту по проведению эксперимента по согласованию с данными ведомствами.

«Этот документ, прежде всего, призван гарантировать всем учащимся, вне зависимости от того, где они живут, равные условия для получения качественного образования. Внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС), о которой идёт речь в постановлении, никоим образом не подменяет собой традиционный, очный формат обучения как ключевой для российской системы образования», — отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов, слова которого приведены в сообщении ТАСС.

 

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

В числе основных задач эксперимента указаны:

  • создание, ввод в эксплуатацию, развитие и эксплуатация информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, входящих в состав платформы цифровой образовательной среды;
  • апробация функциональных возможностей платформы;
  • оснащение школ материально-технической и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой (интернетом, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в соответствии с утверждённым стандартом, а также видео-конференц-связью в помещениях школ);
  • развитие технологий и решений обработки и управления данными участников образовательных отношений на базе портала госуслуг;
  • обеспечение возможности реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением портала госуслуг, информационной системы Минпросвещения России и информационно-коммуникационной образовательной платформы и т. д.

 

ГЕОГРАФИЯ

Летом 2020 г. Минпросвещения заявилоо проведении эксперимента в 14 субъектах РФ. Это Алтайский край, Астраханская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Пермский край, Сахалинская область, Тюменская область, Челябинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

 

ПРИНЦИПЫ

Регионы получат средства из федерального бюджета на реализацию эксперимента в рамках госпрограммы «Развитие образования». Будет охвачено 1700 школ, им выделят средства на обеспечение высокоскоростным доступом в интернет, компьютерами, программным обеспечением. Согласно проекту, основными принципами создания ЦОС, в частности, являются безопасность, приоритет отечественным технологиям, многофункциональность использования.

 

КАК В РЕАЛЬНОСТИ?

Однако в режиме дистанционного образования многие регионы, в том числе не попавшая в список пилотных Москва, с небольшими перерывами на посещение школы учатся с весны 2020 г. Кратко расскажем о том, как происходит обучение.

 

ZOOM – ПОПУЛЯРНЫЙ, НО УЯЗВИМЫЙ

Программа Zoom стала необычайно популярной по всему миру весной 2020 г., когда массовый переход на дистанционные работу и образование вынудил пользователей искать удобную платформу для организации видеоконференций. Выбор, собственно, оказался невелик: Zoom, Skype, WhatsApp…

Популярный ранее для видео-конференц-связи (ВКС) Skype ограничивал численность участников, Google Classroom не нашёл широкого распространения и поддержки у преподавателей, а Zoom оказался на слуху и благодаря простоте в установке и использовании мгновенно стал востребованным по всему миру.

Учителей не смущали ограничения по времени бесплатной конференции (40 минут для урока достаточно), максимальное число участников – 100 человек - превышает втрое среднестатистический класс.

Среди обычных проблем платформы – зависания и внезапные отключения из-за повышенных нагрузок. Весной были популярны взломы ВКС в Zoom посторонними лицами. Исследователи безопасности находили бреши в информационной безопасности (например, трафик шёл без сквозного шифрования) и уязвимости в приложении. Специалисты Zoom выпускали патчи, однако дыры в безопасности платформы по-прежнему остаются. Для их ликвидации компания наняла в апреле 2020 г. компанию Luta Security. За 90 дней планировалось улучшить вопросы ИБ и конфиденциальности информации пользователей, а также запустить программу big bounty, в рамках которой всем нашедшим уязвимости в платформе и уведомившим компанию будут выплачивать вознаграждения.

Если судить по ленте новостей, число хакерских атак на участников zoom-конференций в конце года сократилось. Мелькают редкие сообщения о хакерских атаках из хулиганских побуждений на несколько школ и университетов в США.

 

TEAMS.МОСКОВСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА УВЯЗЛА В БОЛОТЕ

Что выбрать вместо уязвимого для хакеров Zoom? Этой осенью московские школьники и их родители столкнулись с альтернативной платформой – встроенной в Московскую электронную школу (МЭШ) Microsoft Teams. Если верить рекламе, то платформа должны была стать инструментарием для полноценной дистанционной работы ученика и учителя. Что вышло на практике?

Обкатка системы началась внезапно, во время вынужденных осенних «каникул». И тут в прессе начался разговор о многом: о полном непонимании большинством учителей и родителей основ IT, о неспособности авторов МЭШ – сотрудников Департамента информационных технологий города Москвы – сделать работоспособный продукт, о неготовности школ к «удалёнке», об отсутствии материально-технической базы у учебных заведений и в семьях.

 

TEAMS. МЫТАРСТВА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Начнём с простого – с установки системы. Для этого родитель должен зайти под своей верифицированной заранее учётной записью и создать пароль для ребёнка (логин создаётся системой). После чего он должен перелогиниться под именем ребёнка, с его паролем войти в систему и зайти в онлайн-урок, открыв его в браузере своего устройства.

Сколько сил ещё весной ушло у пользователей на привязку аккаунта ребёнка к родительскому для создания пароля! По собственному опыту автора и опыту других родителей эта элементарная функция, которая должна создаваться автоматически, начинала работать с третьей жалобы в техподдержку.

Дальше – больше. «Срочно удалите свой аккаунт на mos.ru и создайте аккаунт ребёнка, через час будет тренировочное подключение», – обычное для осени сообщение от учителя в чате класса. Следовали возмущённые возгласы родителей. В процессе выяснялось, что удалять ничего не надо, следует зайти под логином ребёнка. Дальше начинали выяснять, что такое браузер и как открыть Teams на телефоне по прямой ссылке в Google Chrome...

Все рекламные проспекты о том, как круто и легко работать в Teams, как просто записать и пересмотреть урок, как легко сделать домашнюю работу, которую также легко и просто проверит учитель, в моём случае так и остались рекламными слоганами и красивыми картинками. Моему ребёнку толком проучиться в Teams так и не удалось – система висла, глючила, отключалась…

Виноватыми в этом объявлялись дети, которые «сломали» всё до начала уроков, родители, которые не купили своим детям компьютеры или хотя бы ноутбуки, а нашли деньги только на телефоны или в лучшем случае планшеты и не обеспечили детей отдельными комнатами, чтобы была возможность учиться с включённой веб-камерой, а также не провели домой высокоскоростной интернет... И учителя, которые не смогли заставить родителей думать о детях. Администрация школы снимала и снимает с себя всю ответственность за происходящее.

 

TEAMS. О БЕЗОПАСНОСТИ

О безопасности платформы Teams, которая противопоставлялась небезопасному Zoom, говорить не приходится. Родительские чаты полны рассказами о взломах Teams во время уроков, демонстрации порнографии и нецензурной брани под логинами учеников. Если сопоставить эти сообщения с новостями об утечке по вине сотрудников ДИТ Москвы данных о заболевших COVID-19 москвичах, то вопросы, кто виноват и что делать, очевидны даже неспециалисту в области информационной безопасности.

 

В СТИХИЙНОМ ПОИСКЕ

Часть школ и учителей тихо вернулась в Zoom. Некоторые выбрали другой инструмент – Discord, бесплатный мессенджер с поддержкой VoIP. Собственно, это известный ВКС, предназначенный для использования различными сообществами по интересам. Discord популярен у геймеров, однако его возможности – закрытые каналы, жёсткое модерирование участников и привязка их к классам и предметам – оказались полезными и для образовательных учреждений. По отзывам пользователей, попробовавших с детьми все возможные варианты образовательных платформ и систем ВКС типа MS Teams или Zoom, Discord оказался самым удобным и безопасным инструментом для учёбы. А функциональность платформы позволяет наполнить урок дополнительной информацией.

 

В ЧАСТНЫХ ШКОЛАХ

Много разнообразных образовательных платформ есть у частных школ. Например, платформа International Blended Learning School (IBLS). Она создана задолго до пандемии COVID-19 и реализует примерно тот контент, о котором заявлял ДИТ Москвы. Более того, она работает с МЭШ как с дополнительным инструментом. На базе этой платформы учатся дети с 1 по 11 класс, на ней реализованы видеоуроки, а также онлайн-уроки через Zoom, если есть желание послушать учителя вживую. Учебный план привязан к расписанию, есть промежуточная аттестация – контрольные работы и тесты по предметам, с разборами ошибок и их объяснениями. Если нет желания выполнять промежуточные работы, то есть одна большая триместровая контрольная по каждому предмету.

Родитель может следить за расписанием ребёнка, видит его успеваемость, изучаемые темы и всегда может помочь. Если есть вопросы по конкретному уроку, в конце занятия есть форма обратной связи с учителем. Если в системе идёт обновление программного обеспечения, сообщения об этом присылаются заранее, а на выполнение самостоятельных и контрольных даётся отсрочка.

Недостаток таких платформ один – они поддерживаются частными школами и потому учёба на их базе платная. Однако и жалоб на взлом и противоправные действия во время уроков от пользователей частных образовательных онлайн-платформ нет.

 

В МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛАХ

В стороне от традиционного школьного образования в дистанционном формате стоит обучение музыке. Никто не мог предположить, что и освоение музыкальных инструментов и сольфеджио перейдёт в онлайн-режим. Кто-то проводит уроки по теории в Zoom или по Skype. Кто-то выкладывает домашние задания и требует отчитываться по ним на электронную почту или в WhatsApp. Есть и новинки в подходе к образованию: с весны 2020 г. на видеохостинге Youtube появилось много заданий по сольфеджио в формате музыкальных диктантов. Их активно используют преподаватели сольфеджио.

Мучением для всех участников процесса стали уроки по инструменту. Тут всё зависит и от учителя, и от ученика и его родителей, и… от администрации школы. Хорошо, если произведения начали разбирать очно в начале учебного года и ученик успел поучиться в музыкалке несколько лет в обычном режиме. Тогда сложностей с дальнейшим обучением меньше. Горе, если ученик первоклассник и ничего не умеет.

Многие учителя просто проводят урок через Zoom, Skype или WhatsApp, расположив камеру так, чтобы было видно ребёнка и инструмент. Тут самое сложное – не только настроить веб-камеру и в процессе 20-30-минутного урока отработать материал, но и исправить технику игры. Главная проблема – отсутствие физического контакта. На то, что в классе можно сделать одним движением или личным примером учителя, в дистанционном формате уходит гораздо больше времени.

Отдельная песня начинается в музыкальных школах, где администрация не доверяет своим сотрудникам и ученикам. Бывают требования записывать занятия с трёх камер, чтобы в кадр попали ученик, его руки на инструменте и монитор, в котором виден учитель, проводящий урок. О качестве такого обучения речи уже не идёт – все участники процесса пребывают в постоянном стрессе.

Финальным аккордом занятий становятся экзамены. И если теорию можно формализовать в тесты в виде опросов на базе Yandex или Google, то со сдачей экзаменов по инструменту или вокалу начинаются проблемы: попасть в фонограмму, совпасть с присланным от аккомпаниатора темпом игры или просто записать выступление на телефон, исключив посторонние звуки и не забыв надеть концертные туфли… в общем, это то самое, где музыка и заканчивается. Итоги многократных перезаписей заливаются на сайт и просматриваются учителем. При необходимости процесс повторяется до получения удовлетворительного результата. Иного способа обучения музыке не придумано.

Что станет итогом дистанционного обучения школьников? Какие последствия такого образования мы получим через 5-10 лет? Многие родители и учителя уже сейчас бьют тревогу, пытаясь доказать, что очное образование становится привилегией для состоятельных граждан. Пока все нормативные документы по эксперименту говорят о добровольности онлайн-образования и его совместимостью с традиционной, очной, формой. Время многое покажет. Ясно одно – качественное образование детей остаётся заботой их родителей. Как и обеспечение информационной безопасности образовательного процесса.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

11.10.2024
Очередная медицинская организация США стала объектом интереса хакеров
11.10.2024
Рыбалка вредит морякам. Морской SOC выявил главные угрозы для судоходства
11.10.2024
Регулятор обязал банкиров ускориться
11.10.2024
Краснов: Работа ведомственных антихак-подразделений должным образом не ведётся
11.10.2024
Минцифры отпустило идею создания национального репозитория
10.10.2024
ЦСР: К 2028 году объём российского рынка ИБ достигнет 715 млрд рублей
10.10.2024
22 октября в Москве пройдёт V Конференция по информационной безопасности ПрофИБ
10.10.2024
Это уже слишком. Теперь весь интернет знает, что вы едите «Огненное Воппер Комбо на двоих» в одиночку
10.10.2024
Эксперты UserGate обнаружили критическую уязвимость в Zangi
10.10.2024
«Вне зависимости от мотивации преступников успешная атака на крупный бизнес выглядит привлекательнее всего»

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных