

Пройдёт некоторое время и 16 октября, возможно, назовут датой, с которой началось триумфальное шествие технологии биометрической идентификации в банковской сфере.
На дискуссии «Будущее ЕБС на 360 градусов» на ВБА-2019 убедительно в пользу продвигаемой регулятором инновации прозвучали голоса представителей банков Русский Стандарт и Ак-Барс, Промсвязьбанка и Банка Почты России. Все эти организации рассказали о своём положительном опыте использования биометрической идентификации для повышения качества банковского обслуживания.
Промсвязьбанк упомянул о растущей заинтересованности представителей МСБ в дистанционных технологиях на основе биометрии для общения с банком и о первом таком клиенте, который работает с банком, не появляясь в офисе банка.
В АК-Барсе наряду с услугами активно разрабатываются и новые приёмы управления рисками банковского обслуживания с использованием биометрической идентификации на основе контроля географического присутствия, анализа поведения клиента и с помощью других приёмов.
Представители банковского сообщества обсудили перспективы использования биометрии в работе с большими организациями и очертили круг возможных изменений в нормативной базе для учёта возможностей работы с доверенными лицами в крупных компаниях.
Среди поднятых тем был вопрос о совершенствовании тарифов для работы банков с ЕБС, и Ростелеком озвучил довольно заманчивые перспективы снижения расценок.
Но при всех надеждах, которые внушил оптимизм секции «Будущее ЕБС на 360 градусов», следует признать, что биометрия в банковской сфере делает только первые шаги. 170 банков внедрили у себя системы сбора биометрических персональных данных и лишь около 50 тыс. человек воспользовались этой возможностью.
Закон предусматривает 3-х летний период обновления персональной биометрии в ЕБС, что указывает на заметную волатильность выбранных ныне для биометрической идентификации характеристик, некогда тихо отодвинувших казавшуюся когда-то безупречной дактилоскопию. А уже сейчас в «затылок» биометрии лица и голоса «дышит» биометрия кровеносных сосудов, об этом было рассказано в одном из докладов 16 октября на конференции «ЕБС, биометрия и продвинутая идентификация».
Не придётся ли банковским офисам проводить переоснащение в ближайшей перспективе?
Однако вопросы «физики» биометрической идентификации фактически выпали из поля конференции.
Ядро сессии докладов было представлено сообщениями тройки лидеров среди отечественных поставщиков «коробочных» решений для внедрения биометрии в банках. Состав этой тройки рамочно был обозначен в сентябре на слайде Центробанка на Осенней сессии Уральского форума в ходе дискуссии «Информационная безопасность Единой биометрической системы». На ВБА-2019 ГК ЦФТ, Ростелеком и «АйДиСистемс» представили свои предложения в «развёрнутом» виде, с учётом того, насколько определение «развёрнутый» согласуется с 15-минутным регламентом доклада. Тем не менее, ключевые блок-схемы и числовые оценки потребных ресурсов были представлены.
Названные компании предложили некрупным банкам с ограниченными ресурсами на инновации развёртывание в «облаке», а для тех, кто склонен опираться на собственную инфраструктуру, ЦФТ и Ростелеком анонсировали решения, разворачиваемые на площадке заказчика. Достоинствами облачного подхода всеми тремя вендорами назывались скорость внедрения и исключение проблем в сфере регуляторики.
Среди упомянутой тройки докладов особое место заняло сообщение «АйДиСистемс» «Русская тройка. УБИ – коренной», в котором Андрей Федорец, чья голова была увенчана лихо заломленным картузом с ярким цветком, не только представил решение своей компании, но и проложил мостик к последовавшим дискуссиям.
Об одной уже было упомянуто, что же касается второй – «СБП+ЕБС+Маркетплейсы: будущее за синергией новых технологий и сценариев обслуживания клиентов», то ключевой темой жарких дебатов на ней стала новаторская Система Быстрых Платежей, которой некоторые из экспертов предрекли роль «убийцы пластика».
Но и без столь «кровожадных» оценок «панель» второй дискуссии была единодушна в оценке СБП-инновации Банка России как «революционной» с точки зрения поддержки широкого спектра банковский услуг. Виталий Копысов из СКБ-банка выступал, пожалуй, с наиболее радикальных позиций, призывая банки стать более гибкими и более тонкими в своей бизнес-политике и максимально быстро дополнять своё портфолио новыми сервисами на основе СБП. Андрей Федорец из «АйДиСистемс» был более хладнокровен и старался сгладить порывистость директора дизайн-офиса СКБ-банка, напоминая о наличии у банков свободы воли, и приводил примеры банков, которые вполне устойчивы и без обширной базы «физиков». Представитель Банка России рассказала о планах развития СБП и её новаторстве в спокойном административном стиле, нарисовав маршрутную карту на ближайшую перспективу, «крайней» точкой на которой являются C2G-платежи.
Уместно заметить, что традиционно привыкшая считать деньги аудитория конференции не вся была единодушна в положительной оценке радикальных инфраструктурных инновациях Банка России в связи с созданием СБП. Высказывалось мнение о возможности реализации системы на основе эволюционного развития национальной карточной системы «Мир», но эта точка зрения была единодушно встречена в штыки экспертами «панели».
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных