
Фактор big data
Крупные игроки, используя свое влияние на IT-рынке, превратили процесс конкуренции на свободном рынке — в фарс. Реагируя на многочисленные жалобы, Еврокомиссия уже пришла к выводу, что первоисточником проблем для свободной конкуренции на действующем IT-рынке является «информационный монополизм» крупных игроков. Такое стало возможным, благодаря фактору big data, означающим, что игрок имеет в своем активе такой информационный ресурс как массив пользовательских данных. Еврокомиссар по конкурентным проектам Маргрете Вестагер, в частности, отметила: «Сейчас массивы пользовательских данных стали в сети чем-то вроде валюты. Не уверена, что люди, передавая информацию о себе, по-настоящему понимают, что фактически платят кому-то деньги».
Проблема big data стала особенно актуальной после разоблачений бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, из которых следовало, что добытые спецслужбами США персональные данные пользователей Сети, с одной стороны, пополняли секретные досье на сотни тысяч людей, а с другой — передавались доверенным американским бизнесам: для их коммерческого использования. Представляющей интересы ряда истцов в антимонопольном споре с Google в Еврокомиссии адвокат из юридической фирмы Cadwalader, Wickersham & Taft Алек Бернсайд обратил внимание, что big data в руках лидеров рынка ставит крест на реальной рыночной бизнес-конкуренции. Кстати, по этому же поводу в прошлом году руководитель европейского комитета по надзору за защитой информации Петер Хустинкс говорил, что в мире цифровой экономики персональные данные представляют собой важный нематериальный актив, который является фактором доминирования на рынке, выгоды или ущерба для потребителей.
Иными словами, наличие в арсенале того или иного игрока рынка ресурса фактора big data дает возможность влиять на рынок, в том числе с помощью возведения конкурентам искусственных препон, что позволяет максимизировать свои прибыли. По официальным оценкам исполнительной власти Евросоюза, Google сегодня контролирует порядка 33% всех персональных данных, собираемых в Интернете, и является безусловным лидером по этому показателю. Накапливая огромные массивы информации о пользователях, такие компании, как Google или Facebook, фактически манипулируют IT- рынком, распространяя там свою рекламу и приспосабливая под него настройки пользовательских профилей из своих баз данных. Таким образом, у новых игроков просто не остается шансов на равноправную конкуренцию.
Еврокомиссия разбирается с Google
В середине апреля началось большое судебное разбирательство. Антимонопольный регулятор Евросоюза, рассматривая жалобу на Google, провел расследование и выяснил, что компания, имея господствующее положение в сегменте Интернет-поиска, систематически отдавала предпочтение собственной системе сравнительного шопинга в поисковой выдаче, искусственно занижая позиции аналогичных решений конкурентов. Еврокомиссия также выявила, что Google заключал контракты с расчетом ограничить для участников рынка возможность использования других платформ. Давление Google оказывал и на своих клиентов по рекламе, которым по условиям договора запрещалось сотрудничество с конкурирующими поисково-рекламными сервисами.
В общем вина Google уже доказана. И теперь компании придется выплатить огромный штраф в размере до 10% от прибыли за минувший год, - а это около €6,2 млн. Еврокомиссия также настаивает на кардинальных изменениях методов работы поисковых систем в Европе. А тем временем в отношении Google Еврокомиссия уже начинает новое следствие по повожу искусственных условий по доминированию массовой ОС Android — в ущерб другим мобильным операционным экосистемам. Кстати, российская поисковая система «Яндекс» также пожаловалась на эту проблему, но, правду, в адрес ФАС. И с середины апреля по тем же обвинениям российская сторона проводит в отношении Google свое официальное расследования.
Facebook хочет охватить еще больше пользователей
Пользователями социальной сети Facebook сегодня являются порядка 1,5 млрд человек, и такой весьма внушительный массив персональных данных позволяет этому сервису активно влиять на состояние IT-рынка в сегменте соцсетей и сетевых коммуникаций. Благодаря крупным масштабам бизнеса и рекламе, выручка Facebook в первой четверти 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поднялась на 41%, составив 3,54 млрд долларов. Именно фактор big data позволил ей беспрепятственно наращивать прибыли от рекламы: прирост компании по этой статье в прошлом квартале составил 3,32 млрд долларов, что на 46% выше показателей того же периода за прошлый год. В частности, только доля доходов от рекламы на мобильных устройствах достигла 73%.
При этом Марк Цукерберг стремиться резко еще больше увеличить охват рынка, кратно нарастив информационный ресурс big data. Для этого компания значительную часть прибыли сегодня инвестирует в новые технологии и стартапы. В частности, благовидный и привлекательный на первый взгляд проект «бесплатный Интернет для всех», который Facebook пытается реализовать ударными темпами, даст в копилку компании сведения об огромном контингенте пользователей. Не случайно Цукерберг у поминал о том, что большая часть бизнесов на планете не имеет возможности использовать Интернет. Так что Facebook, видимо, нацелен на «рекордный урожай» на ниве персональных данных.
Кстати, можно вспомнить еще раз «сливы» Сноудена, в которых сервис Facebook предстал в нелучшем свете — как поставщик конфиденциальной информации для АНБ. Кстати, суд Вены на днях начал работу по коллективному иску 25 тысяч пользователей соцсети Facebook, которые обвиняют компанию в незаконном сборе и использовании конфиденциальных пользовательских данных, которые негласно передавались сторонним организациям. Логично предположить, что за счет проекта «бесплатного Интернета», благодаря которому Facebook расширит базу пользовательской информации, власи США помогут компании официально закрепить за собой право быть на IT-рынке монополистом.