Научный сотрудник Российской академии наук Раиса Белёвская решила снять с карты Банка Москвы зарплату и годовую премию 28 декабря 2009 г. Но банкомат сообщил, что карта заблокирована, а владельцу нужно обратиться в банк. Обратившись в банк, Белёвская узнала, что карта была заблокирована пять дней назад и уже перевыпущена, а получив выписку, обнаружила списания денег, которых не совершала. Она опротестовала в банке эти операции.

Написав о проблеме на известном банковском форуме, Белёвская обнаружила еще 18 единомышленников. Большинство лишилось денег с карт Банка Москвы в конце декабря 2009 г., при этом многие пользовались одним и тем же банкоматом Банка Москвы, расположенным рядом с его мини-офисом у метро «Юго-Западная». В общей сложности мошенники украли у 19 человек 1,6 млн руб. Люди, потерявшие деньги, обращались в районные отделы милиции и УВД на метрополитене, где их признали потерпевшими и завели уголовные дела. Все 19 пострадавших обратились в Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД по г. Москве, где тоже завели уголовное дело, говорят Белёвская и трое других пострадавших.

Банк отказался возвращать им списанные средства. «Операции были совершены с вводом ПИН-кода. На этот момент карты не были заблокированы, поэтому банк не мог отказать в запросе средств — это соответствует и законам, и правилам платежных систем, и договорам с клиентами», — прокомментировал представитель пресс-службы Банка Москвы.

Пострадавшим в банке посоветовали взыскать через суд деньги с мошенника, который был задержан 24 декабря 2009 г. при попытке снять деньги с дубликатов карт: процессинговый центр банка сообщил о подозрительных операциях в милицию. «Банк Москвы подал заявление в органы внутренних дел о привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление в отношении клиентов банка. Возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество», идет расследование», — прокомментировал представитель пресс-службы Банка Москвы.

«Мошенника, естественно, будут судить, но нашу проблему, очевидно, этот суд не решит — денег, найденных у него, не хватит, чтобы вернуть всем нам украденное», — говорит Белёвская. По ее словам, при обыске у мошенника обнаружили только 1 млн руб. Поэтому клиенты Банка Москвы собираются подать в суд на сам банк, чтобы он компенсировал им потерянное.

Одно из таких требований уже рассматривается в Никулинском суде Москвы. Галина Кудрова, у которой деньги украли с социальной карты москвича, апеллирует в суде к тому, что банк не смог сохранить ее персональные данные (кроме данных о счете, такая карта содержит данные о личности владельца. — «Ведомости») и не предупредил о попытке кражи этих данных, как того требует закон.

Представители Банка Москвы говорят, что делают все возможное для борьбы с мошенниками. «Банкоматы, которые расположены в отделениях или рядом, просматриваются сотрудниками трижды в день на предмет наличия считывающих устройств. Там, где отделений нет, их проверяют реже, в том числе во время инкассации и технического обслуживания», — говорит директор процессингового центра банка Владислав Межов. С апреля этого года банк начинает выпускать всем клиентам только чиповые карты (считается, что те надежнее защищены от считывания. — «Ведомости»), постепенно для всех клиентов они заменятся, добавил он.

Но случаев, когда мошенники ставят на банкоматы считывающие устройства, все больше: по словам источника в крупном банке, в Москве происходит в месяц 1000—1500 случаев мошенничества с применением скимминговых устройств, а подозрительных операций — в разы больше. «Мошенники ставят устройство на пару часов, а затем снимают, за это время им попадется достаточно информации о картах. А к каждому банкомату невозможно поставить надсмотрщика», — говорит он. Его банк снимает со своих банкоматов 2—3 считывающих устройства в день.

Случаев, когда банк отказался компенсировать клиенту средства, снятые с карты мошенниками с введением ПИН-кода, много. Известны и судебные дела, которые завершились победой владельца карты. Например, такое дело выиграл клиент Банка Москвы из г. Южно-Сахалинска. А житель Санкт-Петербурга Павел Егоров выиграл суды с Райффайзенбанком и готовится в течение недели получить исполнительный лист на возврат средств. Суд признал, что услуга пользования банковской картой не является безопасной для потребителя, а банк не предупредил Егорова об этом недостатке карты, даже несмотря на то что Центробанк в письме 197-Т просил банки предупреждать клиентов о возможности неправомерного использования их персональной информации. По Гражданскому кодексу ущерб, причиненный имуществу гражданина вследствие недостатков услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге подлежит возмещению исполнителем, резюмировал суд.

«Суд — лучший выход для клиентов. Если он признает, что они не совершали операцию сами или с помощью помощников, банк вернет деньги», — подтверждает топ-менеджер крупного банка. С ним согласен куратор розничного бизнеса в другом банке федерального уровня. Однако от официальных комментариев они воздержались.

5 апреля, 2010

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

28.03.2024
Аитов: Ограничения Samsung Pay на использование карт «Мир» можно обойти
28.03.2024
Киберпреступления — 35% всех преступлений в России
27.03.2024
Samsung Pay перестанет дружить с «мировыми» картами
27.03.2024
Канадский университет восстанавливает работу после ИБ-инцидента
27.03.2024
Crypto Summit 2024. Трейдинг, майнинг и перспективы развития рынка ЦФА
27.03.2024
РКН начал работу по контролю за «симками» иностранцев
26.03.2024
Регулятор порекомендовал банкам и МФО списать долги погибших в теракте
26.03.2024
Хакеры не оставляют Канаду в покое
26.03.2024
Binance снова ищет покупателя на свои российские активы
26.03.2024
Безумцы или сознательные соучастники. Кто потворствует кредитным мошенникам

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных