Научный сотрудник Российской академии наук Раиса Белёвская решила снять с карты Банка Москвы зарплату и годовую премию 28 декабря 2009 г. Но банкомат сообщил, что карта заблокирована, а владельцу нужно обратиться в банк. Обратившись в банк, Белёвская узнала, что карта была заблокирована пять дней назад и уже перевыпущена, а получив выписку, обнаружила списания денег, которых не совершала. Она опротестовала в банке эти операции.

Написав о проблеме на известном банковском форуме, Белёвская обнаружила еще 18 единомышленников. Большинство лишилось денег с карт Банка Москвы в конце декабря 2009 г., при этом многие пользовались одним и тем же банкоматом Банка Москвы, расположенным рядом с его мини-офисом у метро «Юго-Западная». В общей сложности мошенники украли у 19 человек 1,6 млн руб. Люди, потерявшие деньги, обращались в районные отделы милиции и УВД на метрополитене, где их признали потерпевшими и завели уголовные дела. Все 19 пострадавших обратились в Главное следственное управление (ГСУ) ГУВД по г. Москве, где тоже завели уголовное дело, говорят Белёвская и трое других пострадавших.

Банк отказался возвращать им списанные средства. «Операции были совершены с вводом ПИН-кода. На этот момент карты не были заблокированы, поэтому банк не мог отказать в запросе средств — это соответствует и законам, и правилам платежных систем, и договорам с клиентами», — прокомментировал представитель пресс-службы Банка Москвы.

Пострадавшим в банке посоветовали взыскать через суд деньги с мошенника, который был задержан 24 декабря 2009 г. при попытке снять деньги с дубликатов карт: процессинговый центр банка сообщил о подозрительных операциях в милицию. «Банк Москвы подал заявление в органы внутренних дел о привлечении к уголовной ответственности лица, совершившего преступление в отношении клиентов банка. Возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество», идет расследование», — прокомментировал представитель пресс-службы Банка Москвы.

«Мошенника, естественно, будут судить, но нашу проблему, очевидно, этот суд не решит — денег, найденных у него, не хватит, чтобы вернуть всем нам украденное», — говорит Белёвская. По ее словам, при обыске у мошенника обнаружили только 1 млн руб. Поэтому клиенты Банка Москвы собираются подать в суд на сам банк, чтобы он компенсировал им потерянное.

Одно из таких требований уже рассматривается в Никулинском суде Москвы. Галина Кудрова, у которой деньги украли с социальной карты москвича, апеллирует в суде к тому, что банк не смог сохранить ее персональные данные (кроме данных о счете, такая карта содержит данные о личности владельца. — «Ведомости») и не предупредил о попытке кражи этих данных, как того требует закон.

Представители Банка Москвы говорят, что делают все возможное для борьбы с мошенниками. «Банкоматы, которые расположены в отделениях или рядом, просматриваются сотрудниками трижды в день на предмет наличия считывающих устройств. Там, где отделений нет, их проверяют реже, в том числе во время инкассации и технического обслуживания», — говорит директор процессингового центра банка Владислав Межов. С апреля этого года банк начинает выпускать всем клиентам только чиповые карты (считается, что те надежнее защищены от считывания. — «Ведомости»), постепенно для всех клиентов они заменятся, добавил он.

Но случаев, когда мошенники ставят на банкоматы считывающие устройства, все больше: по словам источника в крупном банке, в Москве происходит в месяц 1000—1500 случаев мошенничества с применением скимминговых устройств, а подозрительных операций — в разы больше. «Мошенники ставят устройство на пару часов, а затем снимают, за это время им попадется достаточно информации о картах. А к каждому банкомату невозможно поставить надсмотрщика», — говорит он. Его банк снимает со своих банкоматов 2—3 считывающих устройства в день.

Случаев, когда банк отказался компенсировать клиенту средства, снятые с карты мошенниками с введением ПИН-кода, много. Известны и судебные дела, которые завершились победой владельца карты. Например, такое дело выиграл клиент Банка Москвы из г. Южно-Сахалинска. А житель Санкт-Петербурга Павел Егоров выиграл суды с Райффайзенбанком и готовится в течение недели получить исполнительный лист на возврат средств. Суд признал, что услуга пользования банковской картой не является безопасной для потребителя, а банк не предупредил Егорова об этом недостатке карты, даже несмотря на то что Центробанк в письме 197-Т просил банки предупреждать клиентов о возможности неправомерного использования их персональной информации. По Гражданскому кодексу ущерб, причиненный имуществу гражданина вследствие недостатков услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге подлежит возмещению исполнителем, резюмировал суд.

«Суд — лучший выход для клиентов. Если он признает, что они не совершали операцию сами или с помощью помощников, банк вернет деньги», — подтверждает топ-менеджер крупного банка. С ним согласен куратор розничного бизнеса в другом банке федерального уровня. Однако от официальных комментариев они воздержались.

5 апреля, 2010

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

14.03.2025
Защищая щит. Servicepipe модернизировал ядро DosGate для интеграции с NGFW
14.03.2025
На «трамповских» скоростях. Чего хотят в российском ИТ-секторе
14.03.2025
«Т-банк» открыл R&D-центр на полмиллиарда
14.03.2025
В Telegram можно будет оборачивать «крипту»? Коротко: да, но не всем
14.03.2025
Импортозамещение — в фундамент нацбезопасности
14.03.2025
ИИ-система выявила десять тысяч лжезаявителей на кредит
13.03.2025
Неожиданное поступление средств может быть признаком скама
13.03.2025
«Позитивщики» — о меню тёмного сегмента Сети
13.03.2025
Ашманов: Интернет-фрод — вопрос национальной безопасности
13.03.2025
Определены победители премии «Цифровые Вершины 2025»

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных