
Мошеннические звонки лучше не блокировать, потому что они просто позвонят с другого номера и все равно добьются своего. Такой точки зрения придерживается директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов ПАО «Мегафон» Сергей Хренов.
«Практика показывает, что лучше не блокировать [мошеннические звонки — ред.]. Потому что если мы и заблокируем, то в этом случае мошенник просто зайдет с другого номера. И в итоге он до клиента банка все дозвониться, но мы уже об этом не узнаем. Соответственно, мы и банк не сможем уведомить об этом, и сами ничего сделать не сможем. А если мы даем мошеннику дозвониться до клиента, но при этом уведомляем в онлайне банк, мы по крайней мере оставляем возможность на стороне банка предпринять какие-то меры и не позволить украсть у клиента деньги», — сказал Сергей Хренов во время своего выступления на конференции по практическим аспектам противодействия кибермошенничеству «Antifraud Spring Russia 2021».
Как он пришел к такому выводу? Они в «Мегафон» решили сделать регулярную аналитику мошеннических звонков и разложили их по источникам (от какого оператора они получают вызов) и по номерам телефонов. И после первой недели они решили связаться с транзитными операторами, через которых проходили такие звонки, чтобы они на своей стороне приняли какие-то меры. «Они приняли меры и в итоге нумерация этих операторов поменялась, а объем трафика от этих операторов не поменялся», — пояснил спикер.
Далее они попробовали полностью блокировать на своей стороне весь трафик от оператора, с которого идет основной объем мошеннических звонков. «То есть если мы видим, что трафик мошенников идет в основном с какого-то оператора, мы убиваем его целиком, всю его нумерацию. Что происходит? На следующий день появляется другой оператор, убиваем его, потом еще один и так постоянно. Опять не работает», — поделился Сергей Хренов.
В итоге они и пришли к выводу ,что бороться с мошенничеством на транзите, к сожалению, оказалось невозможно. Даже если какой-то оператор откажется пропускать через себя этот трафик, во-первых, он потеряет деньги, а во-вторых, найдется другой оператор и общая ситуация никак не изменится.
Также блокировки отдельных мошеннических номеров, диапозонов номеров и даже всей нумерации отдельных операторов на стороне оператора, предоставляющего услуги связи клиенту банка, не дают практического результата. Это приводит только к тому, что становится больше претензий, которые операторам приходится обрабатывать.
«И единственное, что здесь остается — пробовать как-то работать с инициаторами этого трафика в России. Но работу эту должен проводить либо регулятор, либо правоохранители. Потому что мне как той сети, на которую эти вызовы падают, до них не дотянуться. Потому что я не знаю, откуда именно идут транзитные вызовы. Но даже если я начинаю запрашивать по цепочке и дойду до одного оператора, я все равно ничего сделать не могу, потому что у меня с ним нет договорных отношений. И вся надежда на государство, на законопроект об ответственности операторов за подмену номеров, который первое чтение прошел в Госдуме», — заключил Сергей Хренов.
BIS Journal – генеральный информационный партнер конференции «Antifraud Spring Russia 2021».