Директор центра информационной безопасности компании «Инфосистемы Джет» Андрей Янкин в эфире программы «ИБшник на удалёнке» компании Positive Technologies рассказал, что в ИБ будет пользоваться спросом после карантина и какие специалисты будут нужны.

Эпидемия коронавируса и карантин провела некий раздел между прошлым годом и будущим, поэтому приходится говорить отдельно о трендах 2019 года и о возможных прогнозах на ближайшие пару лет в сфере ИТ и ИБ. По мнению Андрея Янкина, последние года 4 российский рынок не так сильно отличается от мирового, например, резко выросла тема SOC, причём как сервисная, так и связанная с консалтингом, было много проектов по сетевой безопасности, также росли темы защиты данных, консалтинга и антифрода, причём не только банковского. Но это было в 2019 году.

Сейчас всё развернулось полностью на защиту удалённого доступа — это VPN, NGFW, защита публикации сервисов, двухфакторная аутентификация.

«А что будет дальше? Я думаю, умеренный оптимизм надо как-то проявлять. Я думаю, что развитие продолжится. Возможно, некоторые тренды, которые были в том году, погаснут, но роботизация, то есть автоматизация каких-то простых функций, тут же защита контейнеризации — то есть то, что связано с какой-то оптимизацией бизнеса, будет всё равно развиваться в ИБшной истории. Я думаю, что сервисная история должна хорошо взлететь в ближайшем будущем, потому что это тоже вопрос оптимизации расходов во многом, замены где-то своих сотрудников», — поделился своим видением будущего рынка ИБ Андрей Янкин.

По его словам, какие-то тяжелые тренды притормозят, потому что уже сейчас различные суперинновационные истории ставятся на паузу из-за большой неопределённости и непонимания, что будет с долларом. Вместе с тем он отмечает, что в ИБ уже есть вечные вещи — всё, что связано с сетевой безопасностью, endpointsecurity, то есть то, без чего нельзя уже себе представить эту инфраструктуру. И вот это будет на плаву.

Когда разговор зашёл о рынке труда и спросе на специалистов после кризиса, Андрей Янкин отметил, что уже сейчас есть нехватка (и она продолжится после кризиса) специалистов на стыке ИБ и других сфер, которые смогут интегрировать ИБ в бизнес-процессы. Например, специалисты, которые, условно, понимают как работают юристы или как работают продажи и знают, что такое ИБ. «Мне кажется, что спрос на таких специалистов, которые где-то на стыке находятся, будет расти и никакой кризис на это не повлияет», — отметил Андрей Янкин.

Также по его мнению, специалистов с операторских позиций низкого уровня со временем заменят машины. Конечно, это произойдёт не быстро, но уже сейчас таким людям необходимо задуматься о расширении своих горизонтов и знаний, навыков, что-то подучить в сторону разработки или бизнес-историй, «чтобы не стать пятым колесом у телеги, ненужным для бизнеса». В то же время для специалистов, связанных с сервисными историями, наступает их эра. По словам Андрея Янкина, ИБ все больше из внутренней проектной истории превращается в сервисы: простые, понятные, стандартизированные, дешевые. Поэтому специалистам тоже надо перестраиваться на эти рельсы, чтобы не оказаться за бортом.

«Кризисная тема продлится какое-то время: люди будут консервативно относиться к бюджетам, тратиться только на самое основное, откладывать все максимально — это уже факт, с ним нужно смириться и жить в этой новой реальности», — заключил Андрей Янкин.

7 апреля, 2020