
Отчитываясь за I квартал 2015 года, компания IBM показала свою убыточность. Доходность бизнеса падает уже четвертый год подряд. Такие перспективные проекты как борьба с киберугрозами в интернете на базе облачной платформы, наверное, уже никак не помогут IBM обрести былое могущество. Если только — не кардинальный пересмотр кадровой политики и корпоративной бизнес-стратегии.
I квартал 2015 года для «голубого гиганта», IBM в очередной раз оказался, как и все двенадцать кварталов до этого, провальным, прежде всего, по показателям доходности. Квартальная выручка в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 19%, в АТР — на 18%, в Америке — на 3%. Аналитики заявляют, что падение доходности IBM обусловлено не столько укреплением доллара и процессами реструктуризации бизнеса, сколько отказом производить системы ИБ в сегменте низкорентабельных, но достаточно востребованных потребительских систем — кассовых автоматов, серверов начального уровня и полупроводников. На глазах разваливаются команды профессионалов, долгое время проработавшими в тех или иных проектах. Парадоксально, но заявляя, что сфера ИБ имеет высокий приоритет для развития бизнеса, менеджмент IBM в рамках оптимизации бизнес-процессов готовит к увольнению сотни профессионалов из подразделений, специализирующихся в том числе и на разработке систем ИБ.
Теперь основные приоритеты IBM планирует увязать с направлениями, которые в прошлом году «по бухгалтерии» демонстрировали хороший рост. Так, рост доходности от продаж мобильных решений оценивался в прошлом году в 200%, системы ИБ — в 19%, аналитические решения — в 7%. Перспективные научные исследования и инновационные программы будут продолжать сокращаться. А значит, конкурентоспособность IBM будет ограничена краткосрочной перспективой. При этом, несмотря на все бравурные заявления, в IBM основные надежды возлагают на быструю отдачу от приоритетных программ. И чтобы «дожить» до этих времен менеджмент «голубого гиганта» пытается выиграть время за счет весьма спорных партнерских взаимодействий. В частности, с такими мировыми брендами как Facebook или Apple.
Например, Facebook хотел бы от предложенного IBM сотрудничества получить технологические решения и авторские права на них. Одно из интересных для Facebook IT-решений IBM касается методик обеспечения ИБ, которые планируется применить для рыночных технологичных продуктов, ориентированных на реализацию маркетинговых программ на основе отлаженного механизма сбора и обмена релевантной информацией в той или иной аудитории. Но что от этого получит сама компания IBM, кроме пресловутой доходности «по бухгалтерии» и утратой своих наработок?
Компания Apple уже открыто ставит вопрос о поглощении IBM, выдвигая при этом требования быстро повысить стоимость активов компании за счет продажи корпоративных продуктов, портфеля патентов, технологий, имеющих высокий спрос. Одновременно Apple объявляет, что в случае поглощения IBM ждут масштабных сокращения уже не просто подразделений, а целых направлений деятельности. Например, бизнеса по выпуску мейнфреймов. При этом наиболее продвинутый ресурс IBM — канал продаж — в Apple уже облюбовали и готовы в его развитие вкладывать хорошие деньги. По крайней мере, «яблочники», имеющие на 5 мая 2015 года рыночную капитализацию $741 млрд, могут говорить с IBM, имеющей капитализацию чуть более $171 млрд, языком вельможи…
И всё-таки это еще только газетная аналитика и пересуды экспертов. На деле IBM пока формально на плаву, за компанией следят ее акционеры и кредиторы… И чтобы спасти бизнес и репутацию, менеджмент «голубого гиганта» активно строит планы на успех ряда своих проектов. Например, на облачный сервис X-Force Exchange, который предназначен для оперативного обмена информацией о киберугрозах, ведения БД вредоносного ПО и накопления IT-специалистами аналитических данных. Платформа IBM X-Force Exchange, содержащая обобщенную информацию о вирусах от 270 млн конечных вычислительных устройств и включающая сведения о почти 1 млн вредоносных IP-адресов, — действительно, имеет все шансы стать звездой на небосклоне киберреальности, тем более, что данный комплекс — это имеющий высокий потенциальный спрос инструментарий для борьбы с сетевой преступностью.
Однако весь вопрос в том, сможет ли IBM дожить до запуска проекта, удерживая свою конкурентоспособность на фоне падающей доходности? Сможет, но только при условии, что решится на кардинальное изменение своей бизнес-стратегии. А вот на это IBM пойти, скорее всего, не согласится. Да и с кадрами, которые решают, как известно, все, в IBM очень проблемно, и IT-профессионалов, которых в ходе так называемой «оптимизации» бизнеса выбросили на улицу, с большой охотой принимают к себе конкурирующие фирмы.