Глава департамента цифрового бизнеса и старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов предупредил о том, что скамеры активнее прибегают к использованию программ удалённого доступа — в этом случае жертвы сами устанавливают подобные приложения на свои устройства.
Такой софт маскируется под онлайн-сервисы банков или других крупных компаний. Пользователь скачивает его на смартфон, в результате чего передаёт мошенникам управление гаджетом — те, среди прочего, получают возможность выводить средства переводами через Систему быстрых платежей.
Эксперты ВТБ упомянули три самые распространённые схемы в этом свете:
- Скамеры звонят жертве от имени сотрудников «Госуслуг» и убеждают «обновить персональные данные», для чего на смартфон якобы необходимо установить «специальную программу».
- Второй сценарий основан на легенде «Мосэнерго»: от гражданина требуют скачать «специальную программу» уже для замены счётчиков света и воды. Другой вариант — назвать SMS-код «для оформления заявки».
- Наконец, версия с «Авито». Злоумышленники представляются покупателями и звонят авторам объявлений через мессенджер. «Для просмотра товара» просят включить видео и во время разговора отправляют фишинговую ссылку (если нажать на неё, экран смартфона заблокируется, а скамер получит доступ к данным).