На IX Восточном экономическом форуме прошла пленарная сессия, организованная «Сбером», «Кибермошенничество — новая пандемия?». В её работе приняли участие сотрудники российских госструктур и правоохранительных органов, ООН, представители зарубежных организаций. Модерировал сессию зампред правления «Сбера» Станислав Кузнецов.
«У киберпреступности есть все признаки пандемии: быстрое распространение по миру, эффективность поражения, массовое заражение граждан, отсутствие эффективных средств в профилактике и лечении», — констатировал он.
По словам спикера, можно выделить несколько этапов развития киберпреступности. Первый этап массового применения мошеннических схем относится к 2015 году. Полигоном, где они обкатывались, выступила Россия. Постепенно проблема стала выходить за пределы страны, в ближайшее зарубежье, туда, где есть русскоговорящее население. И методы, опробованные на территории России, стали успешно применяться на территории других государств. Как только появились технологии искусственного интеллекта, особенно когда был разработан генеративный AI, были стёрты последние границы — исчез языковой барьер. Киберпреступность приобрела международный характер.
В России существуют различные методики подсчёта ущерба, который наносят киберпреступники гражданам. При этом в различных структурах из поля зрения выпадают граждане, которые порой не делают заявлений о мошенничестве, а также те, кто попросту не знает, что их «хакнули». Эксперты «Сбера», детально проанализировав ситуацию, называют колоссальную цифру: только в 2023 году потери населения от действий виртуальных мошенников составили 250 млрд рублей.
Однако пока остаётся открытым вопрос необходимости создания единого национального центра противодействия киберпреступникам, борьба с ними ведётся: в системе МВД России созданы специализированные подразделения, которые занимаются раскрытием и расследованием таких правонарушений.
В 2023 году раскрыто 108 тыс. преступлений, в этом году — уже 60 тыс. преступлений за семь месяцев. Существенно изменилось законодательство, ужесточены меры наказания, ограничено количество SIM-карт, выдаваемых гражданам. Однако эти меры носят скорее догоняющий, а не опережающий характер: преступное сообщество очень быстро берёт на вооружение новые методы (например, дипфейки), использует сим-боксы. Действовать, по словам Кузнецова, надо в режиме реального времени — когда информация одного из участников процесса противодействия моментально становится достоянием других. Такое взаимодействие «Сбер» отладил в сотрудничестве с российскими телеком-компаниями.
«Необходимо объединять все усилия. Все шаги у нас правильные, но мы просто шагаем медленно, а мошенники не дремлют, они идут вперёд. Нам надо обязательно смотреть за горизонты завтрашнего дня», — подвёл предварительный итог спикер.
Мошеннические схемы, скрипты, протестированные в России, уже успешно используются за пределами нашей страны, и в ближнем, и в дальнем зарубежье, продолжил модератор. На повестке — скрипты с криптовалютой, с биржами, которые сейчас «обкатываются» в Европе и скоро придут в Россию. Очевидно, что опыту противодействия преступникам на национальном уровне необходимо международное обобщение и развитие. Тем более что меры противодействия киберпреступлениям и в России, и в других странах (например, в Китае) достаточно похожи. Однако переход к международному партнёрству, например, в рамках создания соответствующей конвенции под эгидой ООН, идёт достаточно драматично.
В поисках лекарственных средств, которые помогут справиться с пандемией, необходима чёткая объединительная стратегия, считает Станислав Кузнецов. Он привёл высказывания зампреда Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева на эту тему: угрозу надо воспринимать всерьёз и действовать на опережение; бороться следует общими усилиями — поодиночке все обречены; взаимное доверие между странами важнее коммерции и идеологии; принуждение к вакцинации неэффективно, необходимо просвещение; любая кризисная ситуация является возможностью для роста и развития; этот вирус с нами надолго, и к этому надо ровно так относиться для того, чтобы его победить.
«Нам представляется, что одним из правильных лекарственных препаратов, которые помогли бы победить эту пандемию, могло бы стать реальное объединение наших усилий и наших структур по этому направлению. Это может быть некая организация, это может быть какой-то альянс либо ассоциация, но это должен быть действенный инструмент, где в автоматизированном режиме появляется возможность обмениваться оперативно значимой информацией для предотвращения и недопущения преступлений, которые совершаются в том числе на трансграничном уровне», заключил представитель «Сбера».