Директор ИБ-департамента Банка России Вадим Уваров сообщил, что за первый квартал текущего года скамерам удалось украсть у россиян 4 млрд рублей. При этом попыток хищения было около 13 млн раз, а на кону стояло два триллиона рублей.
Уваров уточнил, что в своих атаках мошенники преимущественно используют ПДн клиентов банков, и чтобы пресечь это, участники информационного обмена ФинЦЕРТа — сейчас их свыше тысячи — ежедневно получают обновлённые сведения от регулятора.
Замглавы Минцифры Александр Шойтов в свою очередь отметил, что киберпреступники также активно используют «серые» SIM-карты, звонят своим жертвам через мессенджеры и, вероятно, в скором времени сделают упор на дипфейки.
При этом, продолжил Шойтов, число звонков с подменных номеров удалось сократить благодаря подключению операторов к системе «Антифрод», а в данный момент идёт обсуждение создания единой платформы противодействия мошенничеству по аналогии с ФинЦЕРТом. Туда будут передаваться все данные от кредитных учреждений, телеком-компаний, антифрод-систем и так далее.
Банки и мобильные операторы параллельно развивают свои решения. Так, «Т‑Банк» (ранее «Тинькофф») сфокусировался на собственной платформе «Нейрощит», позволяющей предотвращать «десятки миллиардов рублей мошенничества в год», сообщил руководитель «Т‑защиты» Олег Замиралов. Также банк тестирует проект «Фрод‑рулетка», по задумке, снижающий эффективность мошеннических колл‑центров.
Пётр Алферов, директор по управлению фродом и гарантированию доходов «Вымпелком», добавил, что его компания и «Т-Банк» создали совместную группу быстрого реагирования для помощи клиентам и абонентам. В экспертном сообществе же уверены: без реализации «симок» через портал госуслуг и биометрической идентификации телефонное мошенничество не искоренить.