Основные направления развития финрынка хороши, но добавить кое-что всё равно стоило бы

Вопрос цифровизации появился в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации еще в 2015 году. В этом году он также был затронут в документе. Однако по мнению заместителя президента-председателя правления Банка ВТБ Вадима Кулика, в этом вопросе есть еще многое, что необходимо дополнить и сделать ярче.

«На мой взгляд, что бы я там [в Основных направлениях развития финансового рынка Российской Федерации на 2022 год и период 2023 и 2024 годов — ред.] предложил добавить, первое — цифровые валюты. Я имею ввиду криптовалюты и цифровой рубль. Мы понимаем, что криптовалюты, хотим мы того или нет, достаточно бурно развиваются, особенно в ближайшем нашем окружении. Оборот растет. И нам с этим что-то нужно делать. И здесь пора переходить в стратегическое наступление для того, чтобы с помощью цифрового рубля начать отыгрывать этот разрыв», — сказал Вадим Кулик во время своего выступления в рамках XVIII Международного банковского форума «Банки России — XXI век», организованного Ассоциацией банков России.

Вторым добавлением стал вопрос инфраструктуры. По словам эксперта, инфраструктура финансового рынка как такового и вообще понятие инфраструктуры сильно изменились. «С приходом цифры появляются и новые, иные объекты инфраструктуры. Например, Единая биометрическая система и вообще биометрия, о которых мы много говорим в последнее время», — пояснил спикер.

Сюда же он отнес и элементы, связанные с подписанием документов в удаленном режиме, в том числе платформы подписания. «То есть выполнение типовых операций идентификации и заключения сделки тоже становятся инфраструктурными для того, чтобы можно было весь путь человека перевести полностью в цифру. И при этом эта инфраструктура на самом деле является теперь кроссиндустриальной. В любом бизнесе нужно идентифицировать клиента и с ним заключить юридически значимую сделку в удаленном режиме. Но финансовый рынок является лидером в этой области, поэтому он в Стратегии должен дать какие-то стандарты равноудаленности, доступности, прозрачности и так далее. То есть в Стратегии мы должны к тому, что такое теперь новая инфраструктура, выдвинуть какие-то требования, которым любой инфраструктурный объект должен начать отвечать», — высказался Вадим Кулик.

Третьим дополнением эксперт назвал вопрос защиты потребителей, хотя ему и отведено уже в настоящих Основных направлениях развития финрынка достаточно большое место. Дополнение темы необходимо, по словам Вадима Кулика, чтобы сделать защиту такой, чтобы клиент не избегал дальше различных операций, а был защищен. В качестве примера он отметил, что сейчас клиенту банка надо подписать примерно 60 листов согласия для заключения договора, и он не уверен, что клиенты «пройдут эту эшелонированную оборону». «Но на это нужно было бы смотреть с другой стороны. Действительно клиента нужно защитить, ему нужно дать сервис управления согласиями. И тогда это тоже становится инфраструктурным элементом и можно тогда дать человеку и защиту, и гибкость в управлении. И это переплетение инфраструктуры и защиты клиента, мне кажется, я бы чуть-чуть ярче бы представил сейчас в Стратегии», — заключил Вадим Кулик.

 

BIS Journal — главный медиапартнёр Международного банковского форума «Банки России XXI».

16 сентября, 2021