Практико-ориентированное образование в кибербезопасности: дань моде или реальная потребность времени

Высокий уровень знаний, который давала система советского образования в 50-е, был признан во всём мире. Достоинствами этой системы были фундаментальность и научность.

Сегодня перед российским образованием стоит новый вызов: как перейти от фундаментальных знаний к инновациям и обеспечить подготовку специалиста к конкретной работе, не утратив при этом фундаментальность. Новую экономику России, «цифровую экономику знаний», не удастся построить без развития прикладных наук и наукоёмких технологий, а также коммерциализации академических знаний. Для этого необходимо перестроить систему образования – не теряя своей фундаментальности, она должна приобрести новое, практико-ориентированное содержание. Типичный работодатель жалуется: «Я беру на работу выпускников с красными дипломами, но они ничего не умеют. Знаний много, но они не понимают, как применять их на практике».

В чём причины того, что даже отличники сегодня не устраивают работодателя? Во-первых, для работы нужен не столько отличник-теоретик, сколько практико-ориентированный специалист, который уже во время учёбы «вливается» в бизнес. Во-вторых, многие выпускники, знания которых подкреплены дипломом о высшем образовании, хотят сразу прийти на позицию менеджера с хорошей зарплатой, – не ради же двадцати тысяч рублей в месяц они так рьяно грызли гранит науки. В третьей виновата фундаментально-ориентированная система профессиональной подготовки. Истинные предпосылки кризиса лежат глубже, в существующем сегодня противоречии между укладом профессионального образования и современным бизнесом.

В сфере информационной безопасности эту проблему решают через участие в образовательном процессе компаний: интеграторов, вендоров, а также бизнеса, связанного с ИТ и ИБ. Так, например, стали создавать кафедры с увлечёнными людьми из индустрии кибербезопасности в качестве руководителей. Такие специалисты анализируют учебный план через призму собственного опыта и восприятия бизнеса, формируют его с учётом современных требований. К этому шли долго. Хотя уже в 2000 году лекции и семинары могли вести действующие сотрудники компаний, но только в том случае, если они имели, как минимум, кандидатскую степень – таковы были требования Федерального образовательного стандарта. Сегодня эти требования остаются, но для вариативной части образовательной программы учебные заведения имеют право приглашать практиков из бизнес-среды. 70% преподавателей все ещё должны иметь учёные степени, соответствующее профилю дисциплины, но 30% могут обойтись без них. Одним из флагманов практико-ориентированного обучения в России является Московский Политехнический Университет, в котором студенты ведут проектную деятельность с первого курса и до выпуска. Во время сессии вместе с обычными экзаменами студенты проходят аттестацию в формате WorldSkills, а также получают сертификаты компаний 1С, CISCO, Autodesk, Microsoft.

Партнёрство вуза с более чем 200 индустриальными партнёрами сокращает разрыв между навыками выпускников и потребностями работодателей. С 2016 года на базе Московского Политеха удалось создать практико-ориентированное образование по направлению «Информационная безопасность» и вовлечь в него экспертов из бизнес-среды. Все руководители – действующие сотрудники компаний. Один из них, Олег Михальский имеет богатый опыт работы в крупных компаниях – «Лаборатория Касперского», «Инфовотч», «Акронис», а также является сооснователем двух стартапов в области информационной безопасности. Вдохновлённый возможностью готовить специалистов на основе накопленного практического опыта работы в индустрии, он возглавил магистратуру «WEB&CloudSecurity: информационная безопасность веб-приложений и облачных технологий». Я и моя коллега Екатериной Пшехотской встали во главе направлений «Безопасность перспективных информационных систем» (специалитет) и «Кибербезопасность в новой информационной среде» (бакалавриат).

Самое сложное в переориентации программ на практическую направленность – это совместить опыт преподавателей из индустрии с форматом образования, закреплённым стандартами. Практикам не хочется формализма, а рамки стандарта не всегда дают вписать в план актуальные предметы. Благодаря поддержке декана факультета и энтузиазму преподавателей, которые замотивированы передавать самые современные знания и опыт, за полтора года удалось более чем наполовину обновить содержание образовательных программ, а также состыковать новые учебные планы с планами для тех студентов, которые поступили на учёбу несколькими годами ранее.

Для продвижения тематики ИБ-образования создаются Школы кибербезопасности, которые служат для интенсивного погружения в специальность старшекурскников и молодых ИТ-специалистов. Это бесплатное мероприятие на площадках Сколково и Мосполитеха продолжительностью 2-3 дня. В его рамках все желающие могут посетить мастер-классы и лекции от лидеров индустрии – Лаборатории Касперского, Positive Technologies, Group-IB, SiteSecure и других компаний. Также участники могут присоединиться к соревнованию, которое вместе с Политехом проводит команда VolgaCTF (Алексей Гришин, Александр Кондратьев). Этот формат разработали  вместе с Открытым университетом Сколково (ОТУС) при личной поддержке Екатерины Морозовой. Каждая Школа принимает больше ста гостей.

Аналогично строят процессы в новом ИТ-Колледже МИРБИС, который пригласил к себе в команду практиков из ИТ-индустрии. Каждый эксперт взял на себя развитие одного из пяти направлений, формирующих практические кейсы для совсем юных студентов. Ученики с первого курса обучения проходят практику и получают сертификаты, и это даёт им фору перед выпускниками не только колледжей, но и вузов.

Практико-ориентированные подходы приходят даже в образование школьников, которых с первого класса учат создавать социально-ориентированные проекты. Школа программирования для детей Coddy запустила направление по «этичному хакингу» для ребят 9-14 лет.  На этих занятиях преподаватели-практики через игру и практические задачи воспитывают у подростков разумное отношение к поведению в сети.

Хочется верить, что у сферы образования хватит сил развивать и реализовывать новые идеи в сфере кибербезопасности, давать уникальные знания детям и подрастающей молодёжи. Ведь очень важно найти единомышленников, небезразличных к подрастающему поколению – только так мы сможем построить образование будущего.

Кибербелка

24 февраля, 2021

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных