
Недавно на площадке Ассоциации банков России с участием представителей кредитных организаций и председателя Совета Ассоциации банков России, председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова состоялось обсуждение требований к программному обеспечению и оборудованию, используемому на объектах критической информационной инфраструктуры и возможных сроков перехода на преимущественное использование российского ПО и оборудования. По его итогу участники договорились, что в течение месяца подготовят аналитическую записку с расчётами трудозатрат, финансовых затрат, рисков и так далее.
«Эта встреча дополнительно проходила, чтобы обсудить и понять, какие есть ещё дополнительные аргументы, сомнения или что необходимо дополнить, реализовать, сделать и когда это возможно. И это такой обмен мнениями был среди банков, но с участием Анатолия Аксакова как руководителя комитета по финрынкам в Госдуме. И мы договорились, что где-то в течение месяца банки подготовят аналитическую записку с расчётами трудозатрат, финансовых затрат, последствий как для финансовой сферы, так и для ИТ сферы, чтобы понять, что нужно на уровне государства делать, чтобы организовать этот постепенный переход на отечественное программное обеспечение где это возможно и необходимо», — рассказал вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.
В ходе встречи представители банков подтвердили свою позицию, обозначенную ранее в письме Ассоциации Правительству РФ — срок перехода на отечественное ПО нереален для того, чтобы успеть нарастить предложение для кредитных организаций, так как для подобного изменения банковского ИТ-ландшафта, по уточненным данным, потребуется не менее 5-7 лет. Основная причина сложности процесса импортозамещения — отсутствие полноценных замен на российском ИТ-рынке. По словам вице-президента Ассоциации Алексея Войлукова, сейчас на рынке нет необходимого количества рук, голов, программистов и наработанных вещей, к тому же некоторые вещи создавались не один год. «Например, достаточно сложная система базы Oracle, которая по сути уникальна и все в мире ей пользуются. Создавать что-то, какой-то аналог — это явно вряд ли можно сделать быстрее, чем за 3-4 года. Именно по функционалу, неповторимое, которое позволит нам не откатиться назад на 5-10-15 лет по уровню сервиса и функционалу для клиентов», — уточнил Алексей Войлуков.
Он также добавил, что есть ряд направлений отраслей, например, безопасность, где киберугрозы и мошенники возникают достаточно спонтанно и быстро, и реагировать на это тоже необходимо моментально, в течение дня. Поэтому нет возможности иметь какой-то один универсальный продукт, а тем более вносить его в официальный реестр. По словам Алексея Войлукова, любое межведомственное согласование и занесение продукта в официальный реестр занимает не один день, а может растянуться на недели и месяцы, что является достаточно большим сроком для ИБ и ИТ, особенно в финансовом секторе.
«Банки не могут себе позволить не настраивать защиту под уже возникшие киберугрозы и тем сама рисковать всеми финансами своих клиентов. Здесь надо понимать, что всё равно мы не сможем полностью уйти только на отечественное программное обеспечение, даже если оно разовьётся и будет универсально во всех направлениях и отраслях. Потом же интернет безграничен, и киберугрозы могут поступать не только с территории России, но и с любой другой точки мира», — отметил Алексей Войлуков.