
Именно такие тренды выделил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.
«Мы видим три основных тренда, которые надо учитывать при трансформации банковской деятельности: ускорение диджитализации, курс на национализацию (протекционизм) и усиление роли государства», — рассказал Алексей Войлуков.
Ускорение диджитал
Российский банковский сектор активно внедряет цифровизацию процессов, и в этом он продвинулся достаточно сильно по сравнению с другими странами. В странах, где эпидемия началась раньше России, был отмечен рост цифровых сервисов на 10-20%.
«Тот же прирост дополнительно будет происходить у нас. Уже сейчас мы привыкли к мобильным приложениям такси, доставке товаров, заказе услуг, а с переходом на самоизоляцию расширились предложения по онлайн обучению, web-конференциям, виртуальным экскурсиям, консультациям по медицине, психологии, тренировкам в домашних условиях. Все эти сервисы уже существовали, но в связи с ограничениями, которые сейчас по объективным причинам происходят, в них дополнительно начало вливаться большое количество людей, которые не пробовали раньше ими пользоваться», — пояснил Алексей Войлуков.
По его словам, большая дополнительная масса пользователей, настроенная на дистанционную работу, будет менять и трансформировать эти сервисы. Также от отметил и законотворческие подвижки по тем узким местам, которые ограничивали полный переход на удалённое банковское обслуживание.
Курс на национализацию (протекционизм)
Ситуация в мире с приходом пандемии показала, как мы завязаны на глобальный мир. Никто не ожидал закрытия границ, остановку производства во всех странах мира почти одновременно. Эти действия запустили цепную реакцию, отразившись на экономике каждой страны. Всё это приведёт к тому, что государства будут поощрять отечественное производство.
«Наверное, в этой ситуации у нас есть небольшой плюс — мы давно находимся под санкциями, у нас есть программы импортозамещения, в том числе, в сельском хозяйстве, в цифровых отраслях», — отметил Алексей Войлуков.
Скорее всего, акцент сместится к переносу производства в Россию и вполне возможно, что у населения изменяться предпочтения в пользу отечественных товаров и услуг. Текущая ситуация способствует росту влияния сил, выступающих за защиту национальных интересов, поэтому вполне возможны и дискуссии по ограничению движения капитала.
Усиление роли государства
Государство, стараясь защитить общество, все больше начинает встраиваться в бизнес-процессы, в том числе вмешиваться в частную жизнь для решения своих задач. Мы привыкли к камерам на дорогах, но это идёт дальше — появляются камеры на улицах, которые контролируют перемещения, появляются электронные паспорта, трудовые книжки, медкарты, пропуска. Всё это позволит государству следить за гражданином, контролировать соблюдение законодательства, уплату налогов, легальность доходов, получение пособий, передвижение по стране.
Вместе с тем Алексей Войлуков отмечает, что банковская и налоговая тайны уходят на второй план, уступая преимущество задачам государства. На ура идут законодательные инициативы по регулированию цен.
«Еще один тренд, возможно, временный, к карательным мерам стали добавляться положительные стимулы обеления бизнеса», — добавил он.