Первый заместитель председателя Банка России Скоробогатова Ольга рассказала о развитии национальной платежной системы и финансовых технологий в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством Банка России.
Национальная платежная система
Одним из основных направлений деятельности в рамках национальной платежной системы на данный момент является продвижение платежной карты МИР.
«На данный момент доля операций по ней [карте МИР] 19%. В последний месяц, я смотрела статистику — это порядка 20%, с точки зрения количества операций — это 25%. У нас 73 млн выпущенных карт. Мы сейчас понимаем, что ресурс, который был определен для карты МИР с точки зрения выдачи его бюджетникам и пенсионерам, с точки зрения эмиссии — мы закрыли этот вопрос», – рассказала Скоробогатова.
Дальнейшее развитие платежной системы МИР будет направлено на масштабирование MirPay для контактных платежей. Также есть направление на создание социальных и транспортных приложений. В вопросе международного продвижения есть цель договорится с Вьетнамом и Таиландом, куда ездит большое количество российский туристов. Также есть желание, чтобы карта МИР была более доступна в тех странах, с которыми у России дружеские отношения — это Армения, Белоруссия, Казахстан.
Второй аспект темы — система передачи финансовых сообщений, которая была создана для двух целей: бэкап случаев, если бы были какие-то проблемы с передачей сообщений, и как более дешевый ресурс для банков и юрлиц.
«Тот ряд клиентов, который зашел в Банк России, на данный момент удовлетворен сервисом. И наше дальнейшее развитие будет заключаться в расширении участников с точки зрения новых форматов системы SWIFT. У нас уже 10 иностранных банков подключены к системе СПФС, и сейчас мы проходим с ними все стадии тестирования, чтобы на межгосударственном уровне работать по интегрированной системе», – сообщила Скоробогатова.
Горячая тема в рамках национальной платежной системы – система быстрых платежей (СБП). Сейчас система работает по двум видам операций — С2С и пилотируется С2В (оплата по QR-коду). Страхи банков, что СБП полностью заменит эквайринг и остановит карточные транзакции, не оправдались. На тот год стоит задача завершить подключение к СБП банков с универсальной лицензией. На данный момент 40 банков уже работают и 160 стоят в процессе подключения. Сейчас пилотируется технология оплаты ЖКХ, потому что от многих банков поступило желание предоставлять клиентам оплату ЖКХ по более низким тарифам. Также с рынка пришло пожелание реализовать опцию В2С, когда юрлицо либо возвращает сумму физлицу, либо делает какие-то небольшие платежи.
«Для нас открытый вопрос: делать В2В или не делать. Если мы примем это решение, то нам придется вносить изменения в законодательство. Также есть вопрос, какие лимиты выставлять», – добавила Скоробогатова.
Финансовые технологии
В сфере финансовых технологий по единой биометрической системе споры продолжаются до сих пор. 233 банка технически и инфраструктурно уже подключились к системе. Сейчас возник следующий вопрос: зачем людям сдавать биометрию? Они пойдут это делать, только если смогут в крупнейших и средних банках получить стандартные услуги. Перед Банком России сейчас стоит задача по выводу дистанционных услуг. Также в ЦБ уже закончилось обсуждение законопроекта по биометрическим данным, и на следующей неделе его отправят в Госдуму.
Еще один аспект – цифровой профиль, который сейчас находится на стадии пилота. И пилотирование продлят еще на два месяца, потому что с точки зрения подключении участников работа идет активно, но не хватает скорости с точки зрения загрузки государственными системами данных для возможности через цифровой профиль их получать и дальше делать какие-то операции. Также у Банка России есть идея создать реестр согласия для физических лиц, который позволит каждому видеть кто и как управляет его данными.
«Нам нужно решить, как для граждан и бизнеса при любой трансформации, при любых инновациях обеспечить защиту данных и возможность управления с согласия клиентов. Европа пошла достаточно жестко – там закреплено на законодательном уровне, что только гражданин может управлять своими данными, он должен понимать, где они находятся и у кого, а также в любой момент иметь возможность их отозвать. Мы хотим в рамках цифрового профиля сделать аналогичное решение, чтобы реестр согласия позволял человеку, а в дальнейшем и бизнесу, понимать кто и как работает с его данными», – пояснила Скоробогатова.
Совместно с рынком Банк России развивает платформу мастерчейн. Уже сейчас это позволило ЦБ вывести в промышленную эксплуатацию с несколькими банками отчеты электронных закладных. В планах развития – ввод в эксплуатацию сервиса по цифровым банковским гарантиям.
Еще один актуальный вопрос – open API. Сейчас эта тема активно разрабатывается Банком России совместно с рынком и пока было принято решение пойти по пути рекомендательных стандартов.
«Нам совершенно точно надо решать вопрос так называемого рабства данных, когда только крупные игроки владеют данными, а малые и средние банки не могут получить доступ к клиенту, не могут получить доступ к данным по многим причинам. И без Open API этот вопрос не решить. Мы знаем, что будет очень много сопротивления, в основном со стороны крупных банков. Но весь мир движется в этом направлении и нам придется искать компромиссы», – заключила Скоробогатова.