Эксперты Института развития интернета (ИРИ) проанализировали готовность российского рынка программного обеспечения к возможному введению реестра обязательных для предустановки мобильных приложений.

Для оценки использовались комплексные критерии, включая заявленную функциональность сервисов, востребованность у пользователей, их актуальность для потребителя.

В девяти из двенадцати категорий приложений у российских разработчиков есть достойная альтернатива иностранным продуктам. Это отечественные браузеры, почтовые и облачные сервисы, карты, социальные сети, офисные приложения, антивирусы, а также «Цифровое ТВ» (стриминг-сервисы вроде Netflix и Amazon Prime).

В частности, в категории браузеры эксперты предложили «Яндекс.Браузер», «Спутник» и «Рамблер», для электронных сообщений и хранения в облаке предлагаются российские аналоги от «Яндекс» и Mail.ru. Альтернативой картам Google они сочли «Яндекс.Карты», «2ГИС» и Maps.me, зарубежным соцсетям — «ВКонтакте» и «Одноклассники», а Apple Music и Spotify предложили заменить «Яндекс.Музыка», Boom, Zaycev.net и Zvooq. В качестве замены зарубежным антивирусам эксперты назвали Kaspersky и Dr. Web, цифровому ТВ — IVI.ru, Okko, Amediateka, Kinopoisk, телевидение от «Ростелекома» и сотовых операторов.

При этом в трех категориях «российские разработки не востребованы должным образом», утверждают в институте. Это видеохостинги («Яндекс.Видео», «Видео Mail.ru», Rutube, «ВКонтакте», «Одноклассники»), мессенджеры (ICQ, «ТамТам», «Диалог») и системы платежей (Mir.Pay).

Гендиректор ИРИ Сергей Петров считает, что российские программы выигрывают за счет оптимизации и объема дополнительных настроек. «Пользователи должны получить право выбора, проголосовать за удобное для себя приложение вне монополии глобальных корпораций», — сказал он.

В июле в Госдуму внесли законопроект об обязательной предустановке российского ПО на смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией Smart TV. Список таких программ должны определить в правительстве. Другой законопроект предусматривает штрафы за продажу гаджетов без предустановленных российских приложений — 30–50 тыс. руб. для должностных лиц и 50–200 тыс. руб. для юридических.

С идеей обязать производителей смартфонов предустанавливать на них российские приложения в сентябре прошлого года уже выступала Федеральная антимонопольная служба. В ведомстве предлагали использовать отечественные мессенджеры, карты, антивирусы и поисковые сервисы.

В Минкомсвязи эту идею не поддержали, представитель министерства Евгений Новиков говорил, что основная цель данной концепции ФАС — развитие конкуренции методами, свойственными для естественных монополий. «Но рынок приложений для пользовательского оборудования и так конкурентен, поэтому такие методы здесь вряд ли будут эффективными», — сказал он.

31 июля, 2019

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

07.11.2025
Max возьмёт на себя часть нагрузки МФЦ
07.11.2025
Для отечественных «симок» введут персональный «период охлаждения»
07.11.2025
Google прогнозирует рост числа киберфизических атак в Европе
07.11.2025
Идентификация — главный источник риска для облачных сервисов?
07.11.2025
Как отправить нейросеть на пенсию, не разозлив её — рецепт Anthropic
06.11.2025
Ещё немного, и чат-бот? VK неохотно раскрывает подробности своего ИИ
06.11.2025
CISA и NSA озаботились защитой серверов Exchange
06.11.2025
Бот Банка России поможет разобраться с деталями договора
06.11.2025
Шадаев: Новая каспийская ВОЛС ускорит цифровизацию всех стран региона
06.11.2025
ARinteg укрепляет свои позиции на рынке промышленной безопасности России

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных