Эксперты Института развития интернета (ИРИ) проанализировали готовность российского рынка программного обеспечения к возможному введению реестра обязательных для предустановки мобильных приложений.

Для оценки использовались комплексные критерии, включая заявленную функциональность сервисов, востребованность у пользователей, их актуальность для потребителя.

В девяти из двенадцати категорий приложений у российских разработчиков есть достойная альтернатива иностранным продуктам. Это отечественные браузеры, почтовые и облачные сервисы, карты, социальные сети, офисные приложения, антивирусы, а также «Цифровое ТВ» (стриминг-сервисы вроде Netflix и Amazon Prime).

В частности, в категории браузеры эксперты предложили «Яндекс.Браузер», «Спутник» и «Рамблер», для электронных сообщений и хранения в облаке предлагаются российские аналоги от «Яндекс» и Mail.ru. Альтернативой картам Google они сочли «Яндекс.Карты», «2ГИС» и Maps.me, зарубежным соцсетям — «ВКонтакте» и «Одноклассники», а Apple Music и Spotify предложили заменить «Яндекс.Музыка», Boom, Zaycev.net и Zvooq. В качестве замены зарубежным антивирусам эксперты назвали Kaspersky и Dr. Web, цифровому ТВ — IVI.ru, Okko, Amediateka, Kinopoisk, телевидение от «Ростелекома» и сотовых операторов.

При этом в трех категориях «российские разработки не востребованы должным образом», утверждают в институте. Это видеохостинги («Яндекс.Видео», «Видео Mail.ru», Rutube, «ВКонтакте», «Одноклассники»), мессенджеры (ICQ, «ТамТам», «Диалог») и системы платежей (Mir.Pay).

Гендиректор ИРИ Сергей Петров считает, что российские программы выигрывают за счет оптимизации и объема дополнительных настроек. «Пользователи должны получить право выбора, проголосовать за удобное для себя приложение вне монополии глобальных корпораций», — сказал он.

В июле в Госдуму внесли законопроект об обязательной предустановке российского ПО на смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией Smart TV. Список таких программ должны определить в правительстве. Другой законопроект предусматривает штрафы за продажу гаджетов без предустановленных российских приложений — 30–50 тыс. руб. для должностных лиц и 50–200 тыс. руб. для юридических.

С идеей обязать производителей смартфонов предустанавливать на них российские приложения в сентябре прошлого года уже выступала Федеральная антимонопольная служба. В ведомстве предлагали использовать отечественные мессенджеры, карты, антивирусы и поисковые сервисы.

В Минкомсвязи эту идею не поддержали, представитель министерства Евгений Новиков говорил, что основная цель данной концепции ФАС — развитие конкуренции методами, свойственными для естественных монополий. «Но рынок приложений для пользовательского оборудования и так конкурентен, поэтому такие методы здесь вряд ли будут эффективными», — сказал он.

31 июля, 2019

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

01.07.2025
«Национальный мессенджер» закрыл первый миллион
01.07.2025
МТС приготовила всем по маленькому «большому брату»
01.07.2025
NCSC заманивает компании к участию в программе, страдающей из-за недостатка интереса
01.07.2025
ruID как пред-«Госуслуги». Новый сервис для приезжающих в Россию
01.07.2025
«Лидеры рынка уже не ограничиваются точечными инструментами»
01.07.2025
К давлению на Apple подключилась даже нейтральная Швейцария
01.07.2025
АНБ и CISA хотят снизить уязвимость ПО с помощью TRACTORа
30.06.2025
Всё связать до 1 июля: «симку», биометрию, «Госуслуги»
30.06.2025
Нейросетям поставили задачу усовершенствовать бюджетный процесс
30.06.2025
Draugnet послужит демократизации отчётности по киберугрозам

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных