
Это первая закупка «Ростелекома» такого рода. До неё компания использовала собственные устройства хранения данных.
Согласно законодательству операторы связи должны хранить все записи звонков и сообщения абонентов в течение полугода. Метаданные о фактах соединения нужно хранить еще дольше — три года.
Согласно документации по сделке заказчиком СХД модели «Купол» выступают «Национальные технологии» (НТ) — это одна из организаций, которая разрабатывает решения для исполнения «закона Яровой». В документах не указано, для кого предназначены «Куполы». Однако весной сообщалось, что «Ростелеком» должен получить в НТ 49%. Остаток, 51%, принадлежит «Ростеху».
Сделка уже закрыта. Представители «Ростеха» и «ИКС холдинга» подтвердили, что закупка «Купола» не является тестовой для «Ростелекома» — это оборудование предназначается для хранения данных по «закону Яровой». Что касается затрат и самого оборудования, то «Ростелеком» получает 319,3 петабайта файлового пространства. Ранее «Куполы» приобрел другой оператор связи — «Мегафон» в мае прошлого года приобрел «Куполы» за 923 млн рублей.
«Часто стоимость хранения данных по закону Яровой привязывается к терабайтам, что математически некорректно. Цена складывается из совокупности нескольких факторов, включая инфраструктуру, то, как организована схема связи, есть ли необходимые емкости и ЦОД, как проложены каналы связи, какая ситуация с электропитанием. <...> При равных условиях от производителя стоимость решения в инфраструктуре у двух разных операторов может отличаться в 1,5–2 раза. <...> Поскольку сейчас ожесточилась конкуренция, а большую часть цены составляют постоянно дешевеющие системы хранения, СОРМ превращается в абсолютно интеграторский бизнес», — заявил Антон Черепенников, владелец «ИКС холдинга».
Сейчас закуплены лишь СХД, а для полного выполнения «закона Яровой» нужно приобрести и другие элементы. После этого готовую инфраструктуру хранения данных нужно интегрировать с системами оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). По мнению специалистов это вдвое увеличит стоимость инфраструктуры, которая необходима оператору для исполнения требований законодательства.
Также оператору нужно гораздо больше систем хранения данных. То, что уже куплено, сможет обеспечить хранение лишь относительно небольшой части информации компании. Однако большинству других компаний для хранения данных клиентов или карточек сотрудников хватает до 5 петабайт.
По словам ведущего аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, у любого оператора РФ есть согласованный со спецслужбами план-график закупок и внедрения систем. Тем не менее, крупные операторы пока стараются не совершать крупных покупок, поскольку большинство систем не прошло сертификацию, и компании пока не закупают решения, которые могут оказаться непригодными для исполнения закона. Тем не менее, спецслужбы, которые отвечают за сертификацию, убеждают операторов связи закупать системы, обещая сертифицировать их уже в ближайшее время. Компаниям все же приходится делать небольшие закупки хотя бы для того, чтобы отвечать требованиям закона и согласованного плана.