Технологическое лидерство является одной из национальных целей развития Российской Федерации до 2036 года, однако, целый ряд ключевых показателей, выполнение которых определяет достижение этой цели, мигрирует из одной программы развития в другую, даже близко не приближаясь к целевым значениям. В связке образования, науки, высокотехнологичных производств, технологического партнёрства вузов и индустрии, остаются неразрешенными множество проблем.
Технологическое лидерство как национальная цель развития поставлена государством. Это реальная задача, связанная со стратегической переориентаций российской науки, образования и экономики в пользу развития ключевых направлений технологического развития. Несмотря на общее понимание гражданами страны важности этой цели, сама по себе эта амбиция носит технократический характер. Поэтому детали её исполнения, стоящая за этим методология и индикаторы выполнения не являются и не должны быть предметом широкого общественного интереса. В то же время некоторые инициативы в этом поле могут вызывать публичный резонанс, например, предложение о ликвидации Болонской системы в России, считает старший научный сотрудник Центра стратегических исследований экономического факультета РУДН, кандидат экономических наук Михаил Бондарь.
Прежде всего, наука начинается с качественного общего образования. За прошедшие двадцать лет втягивания малограмотными чиновниками нашей страны в Болонскую систему, полностью разрушены не только институт аспирантуры, но и школьное образование. Примерно в десять раз сократилось количество выпускников школ, способных к нормальному освоению образовательных программ вузов, остальные продолжают получать положительные оценки за посещение занятий. И также в десять раз сократилось количество защит диссертаций после окончания аспирантуры, то есть обучение без выхода на защиту стало нормой. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, потребуются десятилетия, некоторый консенсус экспертов в образовании заключается в оценке потери, как минимум, одного поколения учёных. Достижением можно считать изъятие из нормативно-правовой базы термина «образовательные услуги». Замена на «реализацию образовательных программ» правильно по форме, но не может одномоментно изменить суть образовательного процесса.
Национальная цель по технологическому лидерству тесно связана с образованием и наукой. В соответствии с новой целью и Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации была пересобрана матрица национальных проектов. Вследствие этого изменились критерии получения целевых средств из государственного бюджета по линии нацпроектов как для университетов, так и для научных организаций. Теперь одним из ключевых критериев выступают внедрение и коммерциализация результатов НИР и НИОКР в интересах реального сектора экономики, добавляет Михаил Бондарь.
Но пока финансирование научных исследований и разработок остается на экстремально низком и неизменным за последние тридцать лет уровне менее одного процента ВВП. Такой уровень финансирования делает экономически бессмысленным вложения в R&D (исследования и разработки — Research and Development), выгоднее становится технологии импортировать. Задача по достижению объёма финансирования на уровне двух процентов ВВП, то есть увеличения примерно в 3,5 раза (в денежном выражении — с 1,6 трлн рублей в 2024 году до 5,7 трлн в 2030-м), выглядит авантюрной именно по причине отсутствия достаточных человеческих ресурсов. И надо оставить абсурдные идеи финансирования фундаментальных исследований бизнесом — это задача государства, работающего на своё будущее.
Сегмент малого и среднего предпринимательства (МСП) ждёт много лет, когда его расколдуют, и начнётся реальный рост от уровня в 20%, имеющего тенденцию к снижению. Низкий спрос на инновации и неравный доступ финансированию никак не способствуют необходимым структурным изменениям экономики. Для сравнения, в развитых странах сегмент МСП составляет 40-50%, и большая доля выпуска гражданской продукции осуществляется именно компаниями с численностью работников до тысячи человек. Отставание в наукоёмких производствах приоритетных отраслей экономики данных составляет 10-20 лет, и этот разрыв не перепрыгнешь по команде.
Следует напомнить, что 2021 год был объявлен годом науки и технологий, который перешёл в одноименное десятилетие 2021-2030 гг. Остаётся надеяться, что сдвиги всё-таки произойдут в это десятилетие, и наша страна развернётся в правильном направлении сохранения, приумножения и развития человеческого капитала.
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных
Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных