BIS Journal №4(27)/2017

19 декабря, 2017

Рука помощи

В статье рассматривается вопрос минимизации рисков информационной безопасности клиентов банков в процессе устранения сбоев, возникающих при предоставлении дистанционных банковских услуг, и предлагается использование системы защищенного удаленного мониторинга и управления «Ассистент» в качестве соответствующего вспомогательного инструмента.
 
ПРОБЛЕМА КАК ОНА ЕСТЬ

 
Для малых и средних организаций банковской системы РФ характерна ситуация, когда в удаленном филиале ИТ-подразделение состоит из 2-3 человек, и кроме того, оно заранее уведомляет клиентов о перерывах в приеме их обращений, мотивируя это занятостью или обслуживанием поступивших электронных транзакций.

От сбоев и ошибок в процессе предоставления дистанционных банковских услуг с использованием интернет-сервисов никто не застрахован. Но что происходит, когда, например, входной фильтр сервиса интернет-клиента не пропускает на подпись платежное поручение, указывая на ошибку, которой клиент в нем не находит? При этом ни операционисты, ни ИТ-подразделение банка не видят этого платежного поручения, так как оно клиентом еще не подписано и не отправлено в банк. Как сегодня на практике разрешается подобная «конфликтная» ситуация?

Клиенту, дозвонившемуся по телефону в банк и перенаправленному в ИТ-подразделение (в случае, если он звонит в рабочее время), предлагается несколько вариантов оказания помощи:
  • вывод платежного поручения на экран монитора, создание скриншота и отправка его на электронную почту в ИТ–подразделение;
  • воспользоваться приложением удаленного доступа для предоставления специалисту ИТ–подразделения банка возможности удаленно подключиться к рабочему столу компьютера клиента. При этом используются широко распространенные системы удаленного управления, построенные по клиент-серверной технологии, и серверная часть которых зачастую расположена или за пределами РФ или на серверных мощностях неподконтрольных банку.

Предметом статьи не является обсуждение правомочности таких предложений. Мы полагаем, что банк дорожит доверием клиента и стремится помочь ему в данном случае отправить платежное поручение, разрешив как можно быстрее «конфликтную» ситуацию. 

Однако негативные стороны таких предложений заключаются в том, что в указанных сценариях оказания помощи клиенту риски информационной безопасности при устранении сбоев в процессе предоставления дистанционных банковских услуг полностью переносятся на самого клиента: именно он добровольно отправляет скриншот в банк через Интернет, именно он добровольно предоставляет удаленный доступ к своему рабочему столу, зачастую не задумываясь о безопасности (например, рабочий стол компьютера клиента может оказаться доступен третьим лицам, а не только сотрудникам банка).
 
РЕШЕНИЕ СУЩЕСТВУЕТ
 
Специалистами нашей компании, имеющей большой опыт разработки высоконагруженного программного обеспечения и технического сопровождения автоматизированных информационных систем в финансовой сфере, разработана система защищенного удаленного мониторинга и управления «Ассистент». Это программное обеспечение может быть использовано в организациях банковской сферы в качестве инструмента для устранения сбоев, возникающих при предоставлении дистанционных банковских услуг, при этом существенно минимизируются риски информационной безопасности клиента, связанные с удаленным доступом.

«Ассистент» представляет собой полнофункциональную систему защищенного удаленного доступа, управления и администрирования компьютерной техники и серверного оборудования и внесен в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Может применяться для решения различных задач, возникающих при осуществлении технической поддержки пользователей, например, в вопросах использования и настройки информационных систем, а также для проведения обучения пользователей ПО.

Уже сейчас для работы с «Ассистент» доступно использование серверной компоненты, размещенной в ЦОДе на территории РФ через сеть Интернет. При этом клиентское приложение для пользователей доступно на официальном сайте системы.

В случае необходимости подобная структура может быть развернута локально внутри закрытой ИТ-инфраструктуры организаций банковской системы.

Понимая, что подобные инструменты должны удовлетворять серьезным требованиям по обеспечению безопасности, в том числе требованиям регуляторов в области защиты персональных данных, в систему было встроено средство защиты удаленного доступа, реализующее следующие функции безопасности:
  • идентификация и аутентификация;
  • управление доступом;
  • регистрация событий безопасности;
  • контроль целостности программного обеспечения.
Программное средство защиты информации от несанкционированного доступа прошло сертификацию в ФСТЭК России на отсутствие недекларированных возможностей (по 4 уровню контроля) и соответствие техническим условиям, что позволяет использовать его в составе систем защиты информации государственных информационных систем высшего класса защищенности и информационных систем персональных данных высшего уровня защищенности.

Помимо указанного встроенного средства защиты в программном комплексе «Ассистент» реализованы дополнительные меры для обеспечения безопасности удаленного доступа, которые обеспечивают выполнение следующих функций:
  • авторизация пользователей;
  • настройка прав и политик доступа, в том числе разрешение на установление соединения по расписанию и ограничение доступного функционала;
  • ведение журналов действий операторов при использовании инструментов удаленного доступа;
  • ведение видеозаписи действий операторов при осуществлении удаленного доступа;
  • отслеживание работоспособности компонентов программного комплекса;
  • проверка на отсутствие несанкционированных изменений в исполняемых файлах;
  • оповещение ответственных лиц об обнаруженных сбоях или фактах вторжения в работу программного комплекса и его подсистем;
  • шифрование (криптографическая защита) канала удаленного управления с использованием криптографического пакета OpenSSL. При этом в настоящее время ведется разработка модуля, реализующего криптографию по ГОСТ с последующей сертификаций его в качестве средства криптографической защиты информации.
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БОНУСЫ
 
Таким образом, использование программного комплекса «Ассистент» позволяет обеспечивать высокий уровень доверия при осуществлении удаленного управления и доступа к удаленному рабочему столу компьютера пользователя, в том числе при оказании технической поддержки в процессе предоставления дистанционных банковских услуг и тем самым минимизировать риски информационной безопасности клиентов банков.

На наш взгляд применение системы защищенного удаленного мониторинга и управления «Ассистент» в качестве вспомогательного инструмента в организациях банковской системы также позволит:
  • осуществлять удаленную поддержку пользователей, удаленных подразделений в вопросах использования и настройки компьютерной техники, программного обеспечения;
  • реализовать дистанционное обучение удаленных пользователей использованию компьютерной техники и программного обеспечения (по принципу «делай как я») и тем самым повысить уровень квалификации специалистов;
  • организовать службу технической поддержки с функциями HelpDesk для собственных нужд внутри филиальной сети банка;
  • предоставлять контролируемый удаленный доступ сторонним ИТ-сервисным компаниям к техническим и информационным ресурсам банка для проведения разовых и периодических работ по настройке и сопровождению. 
Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

18.04.2024
У нас есть GitHub дома. Вместо нацрепозитория готовое решение от вендора?
18.04.2024
Минэк создаст профильную комиссию по ИИ-расследованиям
18.04.2024
Видеоидентификация клиентов банков уже в этом году?
18.04.2024
Дано: смартфон. Форма: «Аквариус». Суть: «Лаборатория Касперского»
17.04.2024
ФСТЭК будет аттестовать не готовое ПО, а процесс его разработки
17.04.2024
Китайцы используют карты «Мир» для бизнес-платежей
17.04.2024
Хакеры вернулись к вербовке «народных» роутеров
17.04.2024
В 2023 году российские вендоры продали решений и услуг на 3,1 трлн рублей
17.04.2024
Антифрод-ИИ-платформа «Сбера» сводит на нет практически все попытки скамеров
16.04.2024
Сайт просит вас отключить блокировщик рекламы? Не спешите

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных