BIS Journal №4(23)/2016

10 января, 2017

Каким может быть закон об электронном документе

10 марта 2016 года в Москве в ходе семинара, посвященного проблемам электронного документооборота, были поставлены актуальные общесистемные и нормативные вопросы применения электронных документов.

Представляется правильным сделанный экспертами акцент на том, что развитие федеральной законодательной базы в сфере ЭДО пока явно недостаточное[1].

В настоящее время разнообразные юридические действия совершаются (или должны совершаться) в электронном виде путем использования электронных документов. Применение электронных документов в юридических целях требует специального правового механизма.  Такой механизм должен  однозначно определить  условия, при которых электронный документооборот между субъектами с различным правовым статусом: частными физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, муниципальными органами, имеет юридическую силу и влечет правовые последствия; установить институты и процедуры, задействованные при осуществлении электронного документооборота, а также урегулировать общие вопросы правового режима электронных документов, в том числе в закрытых системах.

В этих целях требуется разработка и принятие федерального закона «Об электронном документе (документообороте)», который должен учитывать юридическую сущность документа вообще, и электронного документа в частности.

Традиционно документ определяется как деловая бумага, подтверждающая факт или право на что-либо, способная служить письменными, в том числе судебными доказательствами юридических отношений и событий, и рассматривается правоведами как способ оформления правовых отношений.

В информационном обществе юридическая трактовка документа изменилась и сосредоточилась не на фиксации в нем правового отношения, а на выявлении взаимосвязи документа (прежде всего электронного) и информации. Электронный документ стал трактоваться как информация, обладающая установленными реквизитами и представленная в электронной форме.

 При таком подходе утратился юридический смысл и юридическая функция электронного документа, из него было исключено правовое отношение и стало непонятно, на каком основании он должен вызывать те же правовые последствия, что и документ бумажный.

В качестве такого основания должен служить разработанный UNCITRAL правовой принцип функционального эквивалента, который используется в области электронной торговли, электронной подписи, электронных передаваемых записей.

В соответствии с данным принципом в законодательстве устанавливаются требования, которым должен удовлетворять электронный документооборот для того, чтобы он отвечал тем же юридическим целям и функциям, которые выполняются в традиционной бумажной системе.

Законом «Об электронном документе (документообороте)» должен быть создан правовой механизм, обеспечивающий функциональный эквивалент - гарантирующий, что электронный документооборот будет фиксировать правоотношение, т. е. даст тот же юридический результат, что и документ бумажный.

Указанный правовой механизм следует конструировать путем законодательного оформления «инфраструктуры доверия электронным документам», в рамках которой уполномоченные лица – провайдеры совершают юридические действия по оказанию доверенных услуг: выполняют подтверждающие, устанавливающие личность, регистрационные, доказательственные функции, влияющие на действительность, статус и форму электронных документов.
 
Доверенными услугами являются: создание, проверка, подтверждение, электронных подписей и сертификатов, электронных печатей, электронных штампов времени, электронных документов, а также электронная доставка документов и сообщений, удостоверение подлинности вебсайтов и др.

Юридические конструкции доверенных услуг (сервисов), пространства доверия, субъектов и сервисов доверенной третьей стороны зафиксированы в европейских и евразийских правовых документах: в Постановлении (ЕС) № 910/2014 Европейского парламента и Совета «Об электронной идентификации и доверенных услугах для электронных транзакций на внутреннем рынке и отмене Директивы 1999/93/ЕС»; в Договоре о Евразийском экономическом союзе (Протоколе об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии).

В законе «Об электронном документе (документообороте) необходимо закрепить положение о том, что юридическое признание электронных документов по сути является признанием юридической роли доверенных услуг и субъектов, которые такие услуги оказывают.

Закон должен состоять из двух частей – общей (институциональной) и особенной (функциональной).

Общая часть посвящена основным положениям о доверенных услугах, лицах, которые их оказывают (провайдерах) и электронных документах (включая электронные подписи, электронные печати, электронные штампы времени, сертификаты и т.д.).

Общая часть включает также базовые принципы: технологической нейтральности законодательства; функциональной эквивалентности; защиты персональных данных и т.п.

В законе следует предусмотреть:
  • открытый перечень доверенных услуг и общие требования к ним (к безопасности, надежности и др.);
  • общие условия признания доверенных услуг, в том числе в качестве судебных доказательств;
  • юридические различия между квалифицированными и неквалифицированными доверенными услугами;
  • особенности правового статуса надежных поставщиков доверенных услуг и требования к ним;В общей части должны быть сформулированы:
  • условия признания юридической силы электронных документов и иных электронных записей, электронных подписей, электронных печатей, электронных штампов времени;
  • положения о юридической силе квалифицированной электронной подписи, квалифицированного сертификата;
  • правовой режим электронной официальной доставки и хранения электронных документов.
Особенная, функциональная, часть предусматривает юридические условия функционирования доверенных сервисов в зависимости от сферы применения электронного документа.

1. Административная сфера и публичные услуги. Правовой механизм характеризуется государственным регулированием и контролем.

Включает:
  • условия признания электронной идентификации и доверенных услуг институтами, органами, ведомствами и учреждениями, в том числе в сфере публичных услуг, оказываемых частным лицам;
  • особенности функциональной эквивалентности электронной и письменной формы документов и иных записей в административной сфере и сфере публичных услуг;
  • использование электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью;  сертифицированных средств квалифицированной электронной подписи; квалифицированных поставщиков доверенных услуг;
  • ответственность квалифицированных поставщиков;
  • систематический государственный контроль за деятельностью квалифицированных поставщиков.
2. Сфера электронной торговли.  Правовой механизм характеризуется договорными отношениями и элементами государственного контроля. 

Включает:
  • свободу договора и не дискриминацию при использовании электронных документов, квалифицированных и неквалифицированных электронных подписей, сертификатов, квалифицированных или неквалифицированных доверенных услуг;
  • особенности функциональной эквивалентности электронной и письменной формы документов и иных записей;
  • особенности реализации принципа технологической нейтральности правовых норм и требований;
  • возможность ограничения ответственности поставщиков доверенных услуг;
  • страхование финансовых рисков поставщиков доверенных услуг;
  • ограниченный государственный контроль.
3. Правовые отношения в закрытых системах. Основаны на саморегулировании и оказывают воздействие только на участников таких систем, но не третьих лиц:
  • регулирование осуществляется для управления внутренними процессами самими участниками, которые устанавливают правила системы, включающие санкции за нарушение правил и механизмы разрешения конфликтов;
  • участники системы действуют, исходя из автономии воли, в своем интересе и на свой страх и риск;
  • саморегулирование осуществляться на легитимной основе, применяются законодательно не запрещенные инструменты и конструкции.
[1] «Как скоро электронный документ заменит бумажный» //   BIS Journal – Информационная безопасность банков 02/2016 с.14-19
Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных