«Цифровой рубль должен быть элементом новой финансовой системы и обеспечиваться государством»

BIS Journal №2(45)/2022

12 мая, 2022

«Цифровой рубль должен быть элементом новой финансовой системы и обеспечиваться государством»

Сегодня многочисленные эксперты говорят, что на фоне разрушения сложившейся мировой финансовой системы в России начинается создание новой валютной системы, и важная роль в этой новой системе принадлежит цифровому рублю. Это, несомненно, важный тезис. Вот только необходимо договориться, что понимается под этим цифровым рублём.

Ведь то, как сегодня позиционирует цифровой рубль Банк России, – это просто новая форма записи безналичных рублей. По факту наш финансовый регулятор цепляется за старую аналоговую экономику и аналоговую систему денежных отношений со свойственной ей централизованной функцией выпуска денег, которую монополизирует государство либо группа частных лиц, как в случае с ФРС США. Но время такого подхода технологически ушло в прошлое, и вызывает удивление стремление регулятора насильно запихнуть в устаревшую модель финансов ту экономику, которая сегодня бурно развивается.

 

Открылся портал в новую экономическую реальность 

На наших глазах осуществляется выход в новую экономическую реальность, которая требует совместного развития как цифровых валют центральных банков, так и частных валют тех или иных компаний. И санкционное давление только стимулирует это движение. Поэтому центральный вопрос сегодняшнего дня – дальнейшее развитие криптоэкономики и использования блокчейна в финансовых схемах.

Отрицать необходимость формирования рынка криптовалют и участия их в обновляемой финансовой системе по меньшей мере недальновидно. Да, и ссылки на Китай, который якобы запретил криптовалюту, – это только половина правды. Китай ввёл в обращение цифровой юань, который, в том числе, использует криптотехнологии, и, действительно, ограничил использование криптовалюты на основной территории. Но при этом разрешил их в Гонконге – там на территории опережающего развития используются различные криптовалютные механизмы. Таким образом, Китай активно отрабатывает взаимодействие своего цифрового юаня с этими криптовалютами. Почему он это делает?

Китай понимает, что централизованная валютная система ушла в прошлое, а децентрализованная экономика, к которой мы все движемся, требует создания совместной валютной системы, включающей частные деньги. Они уже активно используются во всём мире. Да и у нас тоже. Ведь любая программа кэшбэка или программа лояльности – это, по сути, и есть частные деньги той компании, которая выпустила программу лояльности, и эта компания обеспечивает их своими товарами и услугами. Фактически, получая скидку, вы её зачисляете себе на некий виртуальный счёт или кошелёк и потом расплачиваетесь, покупая товары этой компании. В этом смысле бонусные мили «Аэрофлота» – это тоже частные деньги «Аэрофлота», которые вы сами производите (или майните), когда летаете самолётами «Аэрофлота». Вы можете также потратить их на услуги других перевозчиков, покупки в магазинах Duty Free или «Азбуке вкуса». Частные деньги уже здесь, и мы ими уже пользуемся. И их наличие заставляет по-новому посмотреть, например, на функцию эмиссии денег.

В децентрализованной экономике денежная эмиссия производится также децентрализовано, а эмитентом выступает либо конкретная компания, которая обеспечивает эти деньги реальными услугами, либо работает некоторый механизм децентрализованной эмиссии, как, например, биткоин, у которого вообще нет единого эмиссионного центра. Он ничем не обеспечен, кроме доверия сообщества.

Но посмотрите на наш рубль, который эмитирует Банк России, или доллар США. Они тоже ничем, кроме доверия, не обеспечены. Об этом говорит, в частности, та инфляция, которая бушует в мире, – наполненность доллара или рубля реальными активами исчезла. А раз Банк России не гарантирует наполненность рубля реальными активами, то все утверждения о борьбе с инфляцией превращаются в пустые слова…

Руководству страны нужно незамедлительно принимать решение: исключать нашу финансовую систему из общей англосаксонской Бреттон-Вудской системы и приступать к формированию собственной независимой платёжеспособной системы на базе новых технологий. И для осуществления этой идеи сегодня сложилась уникальная ситуация.

Все страны мира, не привязанные напрямую к США военными обязательствами, с надеждой смотрят на создание альтернативной долларовой системы. Они больше не верят в доллар, и это подтверждает тот уровень инфляции, который стремительно нарастает в США. А санкции, которые США ввели против России в том числе в нефтегазовом секторе, разрушили наполненность доллара нефтью. Плюс к этому все крупные страны БРИКС отказались поддерживать США, даже Саудовская Аравия и ОАЭ заявили, что не будут замещать нашу нефть своей продукций.

Это крах стратегической системы нефтяного доллара: если раньше мир предполагал, что доллар обеспечен нефтью, то сегодня оказалось, что он не обеспечен вообще ничем. И в ближайшее время, когда мы  введём обратные санкции против недружественных стран, перестанем наполнять их валюты нашими реальными товарами: платиной, никелем, углем, нефтью и т.д., начнётся стремительное разрушение этой устаревшей финансовой системы. Ведь, по сути, это мы сами обеспечиваем платёжеспособность доллара США, продавая наши ресурсы за их напечатанные бумажки.

Сегодня эта система начала рушиться, и мы уже видим трещины, которые пошли по фасаду ранее монолитной экономики Запада. Уже в этом году мы увидим стремительно нарастающее дальнейшее разрушение. Но только в том случае, если будем последовательны в осуществлении своей стратегической политики по созданию независимой финансовой системы. Потому что это – война, серьёзная геополитическая война, где на нашей стороне достаточно много стран, понимающих значение радикальной отвязки от доллара.

 

Как организовать инфраструктуру цифрового рубля

Цифровой рубль должен быть элементом новой финансовой системы и обеспечиваться государством. Важная составная часть этой финансовой системы – децентрализованные частные валюты. Они будут обеспечиваться либо конкретными поставщиками товаров и услуг, которые выпускают собственные частные деньги, либо носить децентрализованный характер криптоденег, которым доверяет сообщество. По сути, сегодня мировое сообщество доверяет биткоину, и именно к биткоину привязываются все остальные криптовалюты в процессах эквивалентного обмена их между собой или на частные деньги. Иными словами, биткоин уже сегодня выполняет роль «второго золота», то есть стандарта обмена криптовалют между собой.

Поэтому будущая финансовая система, которая сложится буквально в течение ближайшего года, будет составлена из цифровых валют центральных банков CBDC (Central Bank Digital Currency), частных валют с теми или иными поставщиками сервисов и децентрализованных криптовалютных механизмов, обеспеченных доверием людей.

В эту структуру естественным образом вписываются трансграничные операции. Они обеспечиваются нашим российским крипторублем, который имеет определённое содержание. Например, для стран ЕАЭС в новой структуре будет организовано виртуальное подпространство — совокупность их частных валют, которые обеспечены их товарами и услугами. Внутри каждой страны будет реализовано хождение собственной валюты, а на более высоком уровне оно станет частью общего цифрового  пространства. Это, кстати, не новинка – основные криптовалюты успешно взаимодействуют друг с другом на основе взаимообмена, пересчёта котировок и т. д., хотя имеют различный функционал.

Однако для эффективного управления этой структурой предстоит принять некие организационные решения в том числе по поводу переподчинения Банка России, например, правительству РФ. Центр эмиссии всех видов денег в стране должен быть подчинён государству!

А в нынешнем состоянии у нас даже нет ответственного органа, который подчинён интересам государства и отчитывается, например, перед правительством за новую финансовую систему и за функционирование денежно-монетарной системы в целом. Но в условиях военного противостояния – давайте называть вещи своими именами – мы не можем позволить себе иметь неконтролируемый финансово-экономический центр. Поэтому правительство должно разработать и утвердить продуманную концепцию новой финансовой системы, отвечать за её выполнение и иметь в своём подчинении инструментарий в лице Банка России. Пока же нет смысла обсуждать, каких результатов достиг регулятор в создании каких-то блокчейн-систем, которые он сам себе заказал и подписал акт приёмки-сдачи продукта.

Понимаю, что это достаточно тяжёлые политические решения, но их нужно принимать сейчас, поскольку политика банка России не может быть независимой, она должна подчиняться целям и задачам, стоящим перед государством. Ставки в этой задаче чрезвычайно высоки: даже завершив с успехом специальную военную операцию, даже решив проблемы денацификации и демилитаризации Украины, мы можем проиграть стратегическую войну, если кардинально не изменим нашу финансовую модель.

 

Инфраструктура цифрового рубля как основа нового управления экономикой

Экономисты знают, что в нашей стране уже работала двухуровневая система, состоящая из безналичного и наличного рубля. Это та советская финансовая система, которая успешно пережила и индустриализацию, и Великую Отечественную войну, и последующее восстановление страны. Но ведь безналичный рубль тех времён, по сути, очень близок к сегодняшнему понятию цифрового рубля: он подлежал учёту, был наполнен товарами и услугами и на 100% обеспечен. Инфляции не было. Потому, собственно, стоимость буханки хлеба не менялась десятилетиями.

И лишь с течением времени, по мере роста товарной массы стало труднее справляться с планированием. Собственно, тогда были идеи создания единой автоматизированной системы управления страной и некоторые разработки, которые, к сожалению, не удалось воплотить в жизнь. А вот если бы в те времена был блокчейн и понятие крипторубля, то наш Госплан СССР спокойно пережил бы трудности роста, и мы давно идеологически пребывали бы в цифровом пространстве. На самом деле, сегодня нам нужен Госплан, совмещённый с Центральным Банком, подчинённым правительству. Правда, Госплан XXI века был бы большой системой искусственного интеллекта, работающей над блокчейн-системой национального масштаба. Что это за система?

По аналогии с передовой налоговой системой, которая в последней версии АИС 4.0 создана на базе блокчейна, реализуется блокчейн-система госконтрактов. На госзаказы, как известно, приходится большая часть экономики страны – 70-80%. И цифровой рубль, построенный на блокчейне, выполняет очень простую функцию. Скажем, для строительства нового большого объекта заказчик получает из государственного Казначейства определённую сумму. На эту сумму выпускаются цифровые рубли, однозначно связанные с конкретным госконтрактом и его генподрядчиком.

Далее по цепочке исполнителей все эти цифровые рубли перемещаются вплоть до последнего песчаного карьера, который использует эти цифровые рубли для выплаты заработной платы сотрудникам или уплаты налогов: просто предъявляет в Казначейство полученные цифровые рубли и получает зарплатные средства или оплачивает налоги. Вот и вся система крипторубля! Его преимущества очевидны – крипторубль может быть «окрашен» особым образом под каждый госконтракт. Причём под каждый контракт могут эмитироваться цифровые рубли разного цвета.

Таким образом, возникает экономическая система, прочно стоящая на двух «ногах»: одна – это система доходов (сбора налогов), вторая – система расходов (казначейская система). А над ними – современный Госплан, который с помощью механизмов искусственного интеллекта понимает, какие транзакции уже проведены, чего не хватает и на что надо направить резервы.

Ещё в эту картинку надо добавить цифровой профиль человека или предприятия. Они уже сегодня формируют пространство запросов. Интеллектуальный Госплан с успехом может их оценивать, прогнозировать, формировать соответствующий ресурс и затем размещать заявки на предприятия или госзаказы на те или иные виды продукции.

Вот почему я уверен, что мы обязательно вернёмся к системе Госплана, основанного на искусственном интеллекте и двух «ногах» нашей экономики, построенных с помощью блокчейна и других цифровых технологий. А этажом ниже в этой конструкции будет располагаться пространство частных криптовалют, эмитируемых частными производителями и обеспечиваемыми их товарами и услугами. Люди будут их получать за счёт своего потребления, как сегодня они получают разные блага в рамках программ лояльности. Вот и вся модель экономики, которую нам предстоит создать, – независимая и не подверженная санкциям.

У этой схемы есть два ключевых риска. Первый – текущая система организации финансовой системы, которую надо серьёзно менять. Второй – риски, связанные с  кошельками российских пользователей на международных криптовалютных биржах. Их можно ликвидировать одним способом – созданием собственной криптовалютной инфраструктуры. Если это будет НАША инфраструктура, включающая собственные биржи, обменники и т. д., то мы переключим часть мировой инфраструктуры криптоиндустрии на себя и будем её контролировать. Хотя надо отметить, большая часть криптосообщества заявила, что децентрализованная экономика не воспринимает санкции США в отношении России.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

10.10.2024
ЦСР: К 2028 году объём российского рынка ИБ достигнет 715 млрд рублей
09.10.2024
«Необходимо внедрить архитектурный подход к производству ПО»
09.10.2024
Две недели до XI Форума ВБА-2024 «Вся банковская автоматизация»
09.10.2024
Легенды не врали: Роскомнадзор таки заблокировал Discord
09.10.2024
«Ты делаешь запрос, но делаешь его без уважения». «Нобелевку» по физике забрал «крёстный отец ИИ»
09.10.2024
BREAKING NEWS: ИИ-мошенники действуют под прикрытием ураганов
08.10.2024
Операторы связи начнут валидировать коммерческие спам-обзвоны
08.10.2024
YouTube не отдаёт свой контент потенциальным скрейперам
08.10.2024
ВТБ — о клиентском пути, «который изменит платёжный рынок страны»
08.10.2024
Консорциум исследователей ИИ расширяет состав участников

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных