Передай другому: какие ИБ-компетенции могут безвозвратно перейти к сервис-провайдерам

8 сентября, 2020

Передай другому: какие ИБ-компетенции могут безвозвратно перейти к сервис-провайдерам

Помните времена, когда аутсорсинг (или сервисная модель) был экзотикой и в представлении многих ограничивался клининговой службой и услугами водителя? Сегодня отдать вовне части бизнес-процессов уже не так страшно, но до полного доверия со стороны руководителей компаний пока далеко.

Как обстоят дела в ИБ и какие решения скоро точно перекочуют в облака и будут отданы сервис-провайдерам? Ниже поделюсь своим видением этого процесса и расскажу, чем в недалеком будущем займутся, скорее всего,сервис-провайдеры, а чем – штатные специалисты.

Сколько раз за день вы слышите про «цифровые технологии»? А призыв: «Будь на гребне инноваций или умри»? Ясное дело: чем больше цифровых решений использует бизнес, тем больше внимания ему нужно уделять вопросам информационной безопасности. А для этого нужны квалифицированные ИБ-специалисты. Но где ж их найти? Отправить своих сотрудников на курсы? Набрать выпускников и обучить их самостоятельно?Искать уже готовых специалистов по рынку (который и так страдает от дефицита кадров), а потом перестраивать под этих «звезд» бизнес-процессы? Увы, бизнес не может тратить столько времени и денег на подготовку непрофильных кадров. Можно, конечно, все задачи замкнуть на одном штатном мега-специалисте – но долго ли он протянет? Эта боль бизнеса вам и без меня хорошо известна. Все мы слышали миллион историй про купленные СЗИ и не только, которые лежали на складе до списания, только потому что «нет рук».

 

Почему выбирают сервисную модель

Как показывает практика,для выбора в пользу сервисов в части ИБ у заказчика обычно две основные причины.

Первая – это часто бывает дешевле собственного проекта. Причин более низкой цены много: от банального «у сервис-провайдера лицензии дешевле за счет массовости» до «не смогли найти достаточно интеллектуальных ресурсов на рынке за приемлемый кост».

Вторая – заказчик либо сразу понимает, что у него недостаточно компетенций, либо приходит к этому после провала собственного проекта. Нехватка специалистов связана уже не сих высокой стоимостью, а с тем, что физически не удалось найти необходимого количества кадров для обеспечения приемлемого качества работ. Причем, если речь идет о каком-то масштабном проекте с крупным заказчиком, использование сервисной модели запросто может быть даже дороже, но репутация в данном случае тоже стоит немалых денег. Представьте публичный эффект от инцидента с утечкой данных банка из «топ 10» и тоже банка, но уже из третьей сотни.

Кроме того, по сервисной модели большинство проектов реализуются быстрее, чем по модели «in-house», а с неэффективным сервис-провайдером можно просто расторгнуть договор, что легче увольнения штатных сотрудников.Но, несмотря на все аргументы «за», для многих заказчиков перевод каких-то задач вовне – настоящий стресс, так как они боятся «потери управляемости». Хотя как можно потерять управляемость того, чем и до этого и так не мог управлять? К тому же я не предлагаю отдать сервис-провайдеру все и сразу, здесь и сейчас, а лишь то, с чем он справится явно эффективнее.

Тут важно понять, что именно требуется каждому конкретному заказчику, от каких опасностей его нужно защищать и насколько сложные атаки ему могут угрожать. Одним сервис-провайдер нужен для исполнения массовых задач и типовых решений (антивирус, сетевая безопасность и т.д.). Другим требуется специализированная экспертиза: защита веба, мониторинг и противодействие хакерским атакам, форензика и эксплуатация сложных экспертных СЗИ (песочницы, EDR и подобных).

На рынке уже существует сервисная модель обеспечения ИБ, и со временем облачные,SaaS решения:SIEM, DLP, VM, SAST/DAST/IAST анализаторы кода, FW/UTM/NGFW, WAFи т.д. – станут более массовыми, что будет поддержано переходом на сервисную модель традиционной ИТ-инфраструктуры.

 

Как будут переходить в облака

Тут возникает вопрос, что первое массово понесут в облака крупные игроки: критическую инфраструктуру или наоборот? Скорее всего, будет медленное перетекание в облака сначала чего-то некритичного, как это частично уже происходит. Например, крупные организации перенесут свои сайты, бизнес поменьше – бухгалтерию. По мере утраты страхов компании начнут «запихивать» туда и КИИ. И пусть я поддерживаю сервисный подход, но все же пока слабо верю в АСУ ТП атомной станции в облаке интегратора и сопровождаемого его же сотрудниками.

Следующее, что мы увидим в облаках массово – это корпоративные почтовики (когда компании начнут активно отказываться от собственных почтовых серверов в пользу облачной почты), а также прилагающиеся к ним песочницы, антиспамы, «бекапилки», DLP c системой UEBA.

Следом за этим произойдет массовое перетекание в облака таких вещей, как документооборот, бухгалтерия и сопутствующие «бизнес-балалайки», что, соответственно, потребует наличия и сопровождения большого количества сложных ИБ-инструментов также в облаке. Это естественный процесс эволюции, поскольку дешевле совместно оплачивать централизованную защиту, чем каждому защищать свой маленький кусок облака.

Это в свою очередь поставит новые вызовы перед разработчиками ПО и сервис-провайдерами для ИБ. Например, назрела необходимость в Next Generation VM, которые смогут интеллектуально, мягко, в режиме реального времени сканировать по-настоящему большие сети без необходимости предварительного отключения СЗИ. Next Generation VM также будут делать предварительную аналитику (с корреляционным движком а-ля SIEM и нативным Risk Management). Будут множиться облачные решения. Первые признаки этого мы уже видим и даже используем некоторые продукты: Microsoft Azure Sentinel, Cisco Umbrella, многочисленные решения по антифишингу (Security Awareness) от зарубежных и отечественных вендоров.

На долгую перспективу, вслед за сервисной моделью в части отдельных продуктов, придет аутсорсинг целых бизнес-процессов. Это похоже на то, что есть у нас в Solar JSOC с мониторингом, но еще более верхнеуровнево: мониторинг бизнес-процессов, контроль работоспособности бизнес-логики систем, оценка их рисков и эффективности.

Но давайте вернемся к ближайшему будущему. Какие сервисы (SaaS, IaaS и прочий XaaS), на мой взгляд, можно будет массово увидеть у аутсорсеров/сервис-провайдеров в скором времени:

  • системы резервного копирования и восстановления (уже есть, но многие пока опасаются, да и интернет не такой быстрый, как требуется для оперативной работы);
  • IRP, SOAR (по мере усложнения СЗИ и уменьшения времени реагирования на инциденты, потребуется как-то автоматизировать ИБ- и ИТ-процессы и управление этими СЗИ);
  • DLP (это уже практический факт);
  • SIEM (пока вендоры массово не предлагают подобные решения, хотя могли бы);
  • VM (и такой как сейчас, и в варианте NG).

 

А также мейнстримом станут комплексные сервисы и услуги:

  • стажировка, тренировка, обучение в ИБ и не только (своими силами написать актуальный курс крайне сложно, а автоматизировать весь процесс обучения и тестирования – архисложно. Поэтому выбор падет на онлайн-курсы);
  • конечно, SOC – не только в формате мониторинга, но и с VM, NTA, EDR, OSINTи прочим, включая сопровождение, реагирование и расследование. Скорее всего, мы увидим SOC, специализированные под конкретных заказчиков в зависимости от сектора экономики и уровня злоумышленников, характерного для данной отрасли.

 

Кто за все ответит

Развитие этого процесса на сегодня сдерживает только один вопрос – как разделить ответственность? Если мы предлагаем SOC в сервисной модели и пропускаем инцидент, кто должен за это ответить? Ведь мы можем пропустить его по разным причинам: это может быть и наша ошибка, и недочет заказчика, который, например, не закрыл уязвимости или не подключил хост на мониторинг. При переходе всей ответственности за инфраструктуру в одни руки (когда все ИБ-процессы и оборудование предоставляются как сервис) разграничение ответственности происходит естественно: поломали инфраструктуру – виноват сервис-провайдер, сломали бизнес-логику – виноват бизнес.

Собственные ИБ-специалисты в компаниях, конечно, останутся. Но я считаю, что они серьезно «докрутят» свои компетенции, взобравшись на вершину пирамиды и начав выстраивать эффективные бизнес-процессы, осуществлять их мониторинг, разбираться в тонкостях KPI для качественной и количественной оценки работы сервис-провайдеров. И это перспектива ближайших пяти-десяти лет.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

24.04.2024
У «Сбера» (и рынка?) будет свой SAP за «миллиарды рублей»
24.04.2024
В I квартале хакеры совершили более 19 млн атак на смартфоны россиян
24.04.2024
Минпромторг раздаёт деньги на отечественные решения
24.04.2024
Правительство одобрило ужесточение наказания за утечку ПДн
24.04.2024
«Мы разработали законодательную инициативу по дропам»
24.04.2024
«Мы обеспечили определённый уровень заказа». ГРЧЦ продолжает импортозамещать чипы
23.04.2024
В АП не поддержали поправки о штрафах за утечки ПДн
23.04.2024
Хакеры всё активнее DDoS-ят российскую отрасль энергетики
23.04.2024
Минпромторг начнёт выдавать баллы блокам питания?
23.04.2024
Microsoft — угроза для нацбезопасности? Бывает и такое

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных