Телефонный развод. В борьбе с мошенниками-«звонарями» необходим комплексный подход

BIS Journal №3(38)/2020

1 сентября, 2020

Телефонный развод. В борьбе с мошенниками-«звонарями» необходим комплексный подход

Россияне всё чаще жалуются на звонки от неизвестных, которые представляются сотрудниками различных банков, медицинских учреждений, госструктур, рассказывают о компенсациях и подозрительных операциях.

Сначала они просят назвать номер карты «для зачисления компенсации», что обычно не вызывает подозрений, а на следующий день ― сообщить «номер заявки, который пришёл вам с номера телефона банка» для зачисления денег на счёт, и так далее. Эти неизвестные ― телефонные мошенники.

Используя практически любой информационный повод для звонка, преступники массово вооружаются телефонами и начинают атаку на граждан. Масштабы такого мошенничества поражают. В условиях, когда практически все граждане пользуются банковскими цифровыми продуктами, злоумышленник просто может наугад перебирать номера телефонов. Если один человек сразу положит трубку, то другой, более доверчивый и менее финансово грамотный, выдаст мошенникам всю необходимую им информацию.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ЦИФРЫ

По данным МВД России, в 2019 году было совершено почти 300 тысяч преступлений с использованием различных информационных технологий, чтона 68,5% больше, чем за аналогичный период 2018 года. На 130% чаще стали регистрироваться преступления, связанные с использованием банковских карт. И на 91% возросло количество мошенничеств с применением мобильных телефонов.

Согласно статистике правоохранителей, за пять месяцев 2020 года число киберпреступлений в России выросло на 85%, а количество преступлений, совершённых с использованием пластиковых карт, ― в шесть раз.

 

ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ

Только совместно со службой кибербезопасности Сбербанка правоохранительным органам удалось в 2019 году ликвидировать 31 такую преступную группу, 82 подозреваемых задержано. Однако прилагаемые со стороны банка усилия и кропотливый труд полиции не решают комплексной проблемы, а именно того, что в нашей стране до сих пор фактически нет ответственности за киберпреступления.

Российские суды относятся к ним крайне либерально: совершить ограбление банка с автоматом в руках и вынести три миллиона в сумках — это до 15 лет лишения свободы, а вывести с банковской карты три миллиона через интернет ― два года условно. Таким образом, даже у тех, кто изначально не был настроен на криминальные действия, может возникнуть соблазн попробовать новый лёгкий способ «заработать» деньги.

 

ЗВОНОК ИЗ ТЮРЬМЫ

На территории мест лишения свободы действуют целые кол-центры. Только в 2018 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы было изъято 56 249 единиц средств связи [1]. Вопрос о незаконном использовании сотовой связи в местах лишения свободы вызвал острую дискуссию, когда в январе этого года депутаты внесли в Госдуму законопроект № 876381-7 [2]. Очевидно, что одна из главных причин данной инициативы ― преступления, которые совершают заключённые с помощью мобильных телефонов.

Примеров много, но наказания редки и не соответствуют масштабам преступлений. Так, в минувшем апреле вынесен приговор начальнику отдела колонии в Оренбурге, который обеспечивал осуждённых преступников телефонами и незарегистрированными сим-картами, а также предоставил комнату для телефонных звонков. Решением суда организатор признан виновным с назначением наказания в виде штрафа в доход государства в размере 50 000 рублей и лишением права занимать должности в органах ФСИН России на срок два года.

Динамика роста киберпреступности в России

 

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОТМЫЧКА

Зачастую от пострадавших можно услышать следующее: «Ко мне же обратились по имени и отчеству, сообщили достоверные сведения обо мне, и здесь я подвоха не увидел…»

Действительно, чтобы войти в доверие к жертве, злоумышленники меньше спрашивают, а больше говорят сами: называют анкетные и паспортные данные, номер карты и даже остаток по ней! При желании такую информацию можно купить в даркнете, на хакерских форумах или заказать «пробив» в телеграм-каналах. Но и сами пользователи оставляют слишком много следов в интернете: пересылают фотографии своих карт, сканы паспортов и другую важную информацию в социальных сетях и мессенджерах.

Учитывая, что доступ к персональным данным стал практически свободным, мошенник уже не обращает особого внимания на то, кого и на сколько ему обворовать. Небольшими суммами красть даже выгоднее, поскольку ставка на массовость телефонных звонков делает своё дело и в конечном счёте приносит большие заработки.

Очевидно, мошенникам известно, что, если размер причинённого ущерба меньше 2500 рублей, привлечению к уголовной ответственности они не подлежат [3]. И это позволяет им при наличии большого объёма данных практически безнаказанно массово обворовывать граждан на мелкие суммы.

Мошеннический ресурс по сбору данных банковских клиентов

 

КАК ПРЕДОТВРАЩАТЬ?

Самый действенный метод борьбы с телефонными мошенниками — это информирование граждан. Предупреждён ― значит вооружён.

Чтобы не попасться на уловки злоумышленников, достаточно помнить несколько простых правил.

Во-первых, не действовать по указке позвонившего. Помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Во-вторых, не спешить называть данные своей банковской карты или переводить деньги.

В-третьих, уточнять информацию, позвонив по номеру горячей линии организации, сотрудником которой представляется позвонивший. Обязательно посоветоваться с близкими, не принимать необдуманных решений. Помнить, что задача мошенников ― не дать жертве всё обстоятельно обдумать [4].

 

ЧТО В МИРЕ

Проблема телефонного мошенничества актуальна не только для России ― у неё мировой масштаб. Как правило, злоумышленники используют ограниченный набор схем, суть которых одна ― получить конфиденциальные данные, а затем украсть деньги.

Кража личности

21 января 2020 года Центр по рассмотрению жалоб на преступления в интернете ФБР опубликовал предупреждение о том, что мошенники стали использовать поддельные порталы и веб-сайты с заявлениями о приёме на работу для кражи личной информации, включая данные платёжной карты у потенциальных кандидатов. Согласно данным Центра, мошенничество, направленное на соискателей работы в США, сначала 2019 года неуклонно растёт. Потери жертв в среднем составляют около 3000 долларов США.

Подмена номера

Мошенники используют технологию так называемого спуфинга: так, чтобы на телефонах высвечивались номера администрации социального обеспечения или других официальных учреждений. Иногда они даже используют имена настоящих служащих этих агентств.

Разновидность этой схемы была зафиксирована в Сингапуре: пользователи биткоин-банкоматов звонили по номерам, наклеенным на машинах. Теперь в Сингапуре может быть зарегистрировано не более трёх номеров на одного абонента (вне зависимости от оператора связи).

А в Германии ежедневно происходят сотни случаев мошенничества с «лжеполицейскими», когда мошенники выдают себя за сотрудников полиции и выманивают у людей деньги.

В одной только земле Северный Рейн-Вестфалия в 2018 году фальшивые полицейские «заработали» больше 7 млн евро. По данным Федерального управления уголовной полиции, особенно часто жертвами аферистов становятся пенсионеры.

Так, 89-летней Элизе из Аугсбурга позвонили из «государственной канцелярии»: на дисплее отобразился номер полиции «110». Ей рассказали о коррумпированном работнике банка и потребовали, чтобы женщина сняла со своего счёта 15 000 евро, которые якобы являются фальшивыми, и отдала полицейскому. Пожилая женщина выполнила все требования. Она настолько доверилась звонившему, что даже ничего не рассказала своей дочери. Человека, который пришёл за деньгами, удалось выследить по геолокации телефона. Его задержали и приговорили к 26 месяцам тюрьмы.

Мошеннический ресурс по сбору данных банковских клиентов

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Решением рассматриваемой проблемы озадачены как бизнес-сообщество, так и государство.

Так, 17 апреля 2020 года первый замглавы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Кожин в ходе заседания палаты сообщил о планах подготовить и внести в период весенней сессии Государственной думы РФ поправку в Уголовный кодекс РФ об ужесточении ответственности за киберпреступления. В ответ на это предложение спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила подготовить поправки в Уголовный кодекс РФ для ужесточения борьбы с кибермошенничеством. Разработать поправки должны комитеты Совета Федерации по обороне и безопасности, а также по конституционному законодательству и госстроительству.

Увеличение количества телефонных мошенничеств требует активизации работы правоохранительных органов, в том числе и по совершенствованию законодательной и нормативной базы, позволяющей выстраивать наиболее эффективные алгоритмы выявления, раскрытия и расследования киберпреступлений. 

Для быстрой и эффективной поимки киберпреступников важно наладить взаимодействие между банками, операторами мобильной связи, интернет-провайдерами и правоохранительными органами.

Способы защиты от телефонного мошенничества и его последствия

 

Решать проблему нужно комплексно, и, конечно, необходимо повышать уровень финансовой грамотности населения, организовывать массовые кампании по информированию о случаях мошенничества, создавать на государственном уровне эффективные подразделения, специализирующиеся на борьбе с такого рода преступностью.

 

[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/876381-7.

[2] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей».

[3] Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путём кражи, мошенничества влечёт административную ответственность по ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ.

[4] Более подробно ознакомиться с правилами безопасности можно на сайте Сбербанка.

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

18.03.2024
Сколько денег тратят на маркетинг лидеры российского рынка инфобеза
18.03.2024
Microsoft закроет доступ к облачным сервисам для российских компаний
18.03.2024
От операторов связи потребовали ограничить продажу «симок»
18.03.2024
Жертва социнженеров пыталась поджечь отделение «Сбера»
18.03.2024
Системы МВФ были взломаны впервые за 13 лет
15.03.2024
ИИ поможет бизнесу выявлять брак и маркировать продукцию
15.03.2024
Минцифры поручено и дальше цифровизировать всё вокруг
15.03.2024
Стоит с настороженностью относиться к сообщениям о перевыпуске SIM-карты
15.03.2024
IDC: Больше всех на «облака» в этом году потратит Польша
14.03.2024
Вендоры хотят ограничить госкомпании в закупках зарубежного харда

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных