Телефонный развод. В борьбе с мошенниками-«звонарями» необходим комплексный подход

BIS Journal №3(38)/2020

1 сентября, 2020

Телефонный развод. В борьбе с мошенниками-«звонарями» необходим комплексный подход

Россияне всё чаще жалуются на звонки от неизвестных, которые представляются сотрудниками различных банков, медицинских учреждений, госструктур, рассказывают о компенсациях и подозрительных операциях.

Сначала они просят назвать номер карты «для зачисления компенсации», что обычно не вызывает подозрений, а на следующий день ― сообщить «номер заявки, который пришёл вам с номера телефона банка» для зачисления денег на счёт, и так далее. Эти неизвестные ― телефонные мошенники.

Используя практически любой информационный повод для звонка, преступники массово вооружаются телефонами и начинают атаку на граждан. Масштабы такого мошенничества поражают. В условиях, когда практически все граждане пользуются банковскими цифровыми продуктами, злоумышленник просто может наугад перебирать номера телефонов. Если один человек сразу положит трубку, то другой, более доверчивый и менее финансово грамотный, выдаст мошенникам всю необходимую им информацию.

 

КЛЮЧЕВЫЕ ЦИФРЫ

По данным МВД России, в 2019 году было совершено почти 300 тысяч преступлений с использованием различных информационных технологий, чтона 68,5% больше, чем за аналогичный период 2018 года. На 130% чаще стали регистрироваться преступления, связанные с использованием банковских карт. И на 91% возросло количество мошенничеств с применением мобильных телефонов.

Согласно статистике правоохранителей, за пять месяцев 2020 года число киберпреступлений в России выросло на 85%, а количество преступлений, совершённых с использованием пластиковых карт, ― в шесть раз.

 

ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ

Только совместно со службой кибербезопасности Сбербанка правоохранительным органам удалось в 2019 году ликвидировать 31 такую преступную группу, 82 подозреваемых задержано. Однако прилагаемые со стороны банка усилия и кропотливый труд полиции не решают комплексной проблемы, а именно того, что в нашей стране до сих пор фактически нет ответственности за киберпреступления.

Российские суды относятся к ним крайне либерально: совершить ограбление банка с автоматом в руках и вынести три миллиона в сумках — это до 15 лет лишения свободы, а вывести с банковской карты три миллиона через интернет ― два года условно. Таким образом, даже у тех, кто изначально не был настроен на криминальные действия, может возникнуть соблазн попробовать новый лёгкий способ «заработать» деньги.

 

ЗВОНОК ИЗ ТЮРЬМЫ

На территории мест лишения свободы действуют целые кол-центры. Только в 2018 году в учреждениях уголовно-исполнительной системы было изъято 56 249 единиц средств связи [1]. Вопрос о незаконном использовании сотовой связи в местах лишения свободы вызвал острую дискуссию, когда в январе этого года депутаты внесли в Госдуму законопроект № 876381-7 [2]. Очевидно, что одна из главных причин данной инициативы ― преступления, которые совершают заключённые с помощью мобильных телефонов.

Примеров много, но наказания редки и не соответствуют масштабам преступлений. Так, в минувшем апреле вынесен приговор начальнику отдела колонии в Оренбурге, который обеспечивал осуждённых преступников телефонами и незарегистрированными сим-картами, а также предоставил комнату для телефонных звонков. Решением суда организатор признан виновным с назначением наказания в виде штрафа в доход государства в размере 50 000 рублей и лишением права занимать должности в органах ФСИН России на срок два года.

Динамика роста киберпреступности в России

 

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОТМЫЧКА

Зачастую от пострадавших можно услышать следующее: «Ко мне же обратились по имени и отчеству, сообщили достоверные сведения обо мне, и здесь я подвоха не увидел…»

Действительно, чтобы войти в доверие к жертве, злоумышленники меньше спрашивают, а больше говорят сами: называют анкетные и паспортные данные, номер карты и даже остаток по ней! При желании такую информацию можно купить в даркнете, на хакерских форумах или заказать «пробив» в телеграм-каналах. Но и сами пользователи оставляют слишком много следов в интернете: пересылают фотографии своих карт, сканы паспортов и другую важную информацию в социальных сетях и мессенджерах.

Учитывая, что доступ к персональным данным стал практически свободным, мошенник уже не обращает особого внимания на то, кого и на сколько ему обворовать. Небольшими суммами красть даже выгоднее, поскольку ставка на массовость телефонных звонков делает своё дело и в конечном счёте приносит большие заработки.

Очевидно, мошенникам известно, что, если размер причинённого ущерба меньше 2500 рублей, привлечению к уголовной ответственности они не подлежат [3]. И это позволяет им при наличии большого объёма данных практически безнаказанно массово обворовывать граждан на мелкие суммы.

Мошеннический ресурс по сбору данных банковских клиентов

 

КАК ПРЕДОТВРАЩАТЬ?

Самый действенный метод борьбы с телефонными мошенниками — это информирование граждан. Предупреждён ― значит вооружён.

Чтобы не попасться на уловки злоумышленников, достаточно помнить несколько простых правил.

Во-первых, не действовать по указке позвонившего. Помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Во-вторых, не спешить называть данные своей банковской карты или переводить деньги.

В-третьих, уточнять информацию, позвонив по номеру горячей линии организации, сотрудником которой представляется позвонивший. Обязательно посоветоваться с близкими, не принимать необдуманных решений. Помнить, что задача мошенников ― не дать жертве всё обстоятельно обдумать [4].

 

ЧТО В МИРЕ

Проблема телефонного мошенничества актуальна не только для России ― у неё мировой масштаб. Как правило, злоумышленники используют ограниченный набор схем, суть которых одна ― получить конфиденциальные данные, а затем украсть деньги.

Кража личности

21 января 2020 года Центр по рассмотрению жалоб на преступления в интернете ФБР опубликовал предупреждение о том, что мошенники стали использовать поддельные порталы и веб-сайты с заявлениями о приёме на работу для кражи личной информации, включая данные платёжной карты у потенциальных кандидатов. Согласно данным Центра, мошенничество, направленное на соискателей работы в США, сначала 2019 года неуклонно растёт. Потери жертв в среднем составляют около 3000 долларов США.

Подмена номера

Мошенники используют технологию так называемого спуфинга: так, чтобы на телефонах высвечивались номера администрации социального обеспечения или других официальных учреждений. Иногда они даже используют имена настоящих служащих этих агентств.

Разновидность этой схемы была зафиксирована в Сингапуре: пользователи биткоин-банкоматов звонили по номерам, наклеенным на машинах. Теперь в Сингапуре может быть зарегистрировано не более трёх номеров на одного абонента (вне зависимости от оператора связи).

А в Германии ежедневно происходят сотни случаев мошенничества с «лжеполицейскими», когда мошенники выдают себя за сотрудников полиции и выманивают у людей деньги.

В одной только земле Северный Рейн-Вестфалия в 2018 году фальшивые полицейские «заработали» больше 7 млн евро. По данным Федерального управления уголовной полиции, особенно часто жертвами аферистов становятся пенсионеры.

Так, 89-летней Элизе из Аугсбурга позвонили из «государственной канцелярии»: на дисплее отобразился номер полиции «110». Ей рассказали о коррумпированном работнике банка и потребовали, чтобы женщина сняла со своего счёта 15 000 евро, которые якобы являются фальшивыми, и отдала полицейскому. Пожилая женщина выполнила все требования. Она настолько доверилась звонившему, что даже ничего не рассказала своей дочери. Человека, который пришёл за деньгами, удалось выследить по геолокации телефона. Его задержали и приговорили к 26 месяцам тюрьмы.

Мошеннический ресурс по сбору данных банковских клиентов

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Решением рассматриваемой проблемы озадачены как бизнес-сообщество, так и государство.

Так, 17 апреля 2020 года первый замглавы комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Кожин в ходе заседания палаты сообщил о планах подготовить и внести в период весенней сессии Государственной думы РФ поправку в Уголовный кодекс РФ об ужесточении ответственности за киберпреступления. В ответ на это предложение спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко поручила подготовить поправки в Уголовный кодекс РФ для ужесточения борьбы с кибермошенничеством. Разработать поправки должны комитеты Совета Федерации по обороне и безопасности, а также по конституционному законодательству и госстроительству.

Увеличение количества телефонных мошенничеств требует активизации работы правоохранительных органов, в том числе и по совершенствованию законодательной и нормативной базы, позволяющей выстраивать наиболее эффективные алгоритмы выявления, раскрытия и расследования киберпреступлений. 

Для быстрой и эффективной поимки киберпреступников важно наладить взаимодействие между банками, операторами мобильной связи, интернет-провайдерами и правоохранительными органами.

Способы защиты от телефонного мошенничества и его последствия

 

Решать проблему нужно комплексно, и, конечно, необходимо повышать уровень финансовой грамотности населения, организовывать массовые кампании по информированию о случаях мошенничества, создавать на государственном уровне эффективные подразделения, специализирующиеся на борьбе с такого рода преступностью.

 

[1] https://sozd.duma.gov.ru/bill/876381-7.

[2] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей».

[3] Мелкое хищение чужого имущества стоимостью более одной тысячи рублей, но не более двух тысяч пятисот рублей путём кражи, мошенничества влечёт административную ответственность по ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ.

[4] Более подробно ознакомиться с правилами безопасности можно на сайте Сбербанка.

Смотрите также