BIS Journal №1(36)/2020

2 апреля, 2020

Стоп-знак для «телефонных мошенников»

Одним из распространённых средств мошеннических операций со средствами клиентов финансовых организаций стало использование номеров чужих мобильных телефонов. Помочь решить эту актуальную проблему призван проект федерального закона № 514780-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма» и иные законодательные акты Российской Федерации», над которым идёт работа в Государственной Думе РФ.

 

СТОП «ТЕЛЕФОННЫМ МОШЕННИЧЕСТВАМ»

Одной из наиболее существенных проблем в последние годы было и остаётся значительное количество лиц, пользующихся мобильными телефонами, но без договоров на оказание услуг связи, оформленных на своё имя. По имеющимся данным, доля таких пользователей составляет до 70% от числа используемых номеров. Впоследствии на этот номер могут оформляться банковские услуги. В результате получается, что информацией, необходимой для перевода денежных средств, может завладеть и воспользоваться другой человек.

Законопроект № 514780-7 призван помочь решить целый «букет» смежных острых проблем безопасности финансовых сервисов, связанных с недобросовестным использованием номеров мобильных телефонов. В первую очередь − повысить достоверность идентификация лиц, обращающихся за финансовыми услугами.

Решением стало  создание Единой информационной системы проверки сведений об абоненте – физическом лице и о пользователях услугами связи абонента – юридического лица, индивидуального предпринимателя и физического лица (далее – ЕИС), с помощью которой банки и другие финансовые организации смогут оперативно проверять, принадлежит ли номер мобильного телефона использующему его лицу.

 

ОТ МЕЖДУСОБОЙЧИКОВ − К УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

Коротко говоря, ЕИС будет представлять собой единый шлюз, с помощью которого банки и иные финансовые организации смогут в оперативном режиме подтверждать у любого оператора связи информацию о принадлежности номера телефона.

При этом данные о пользователе будут поступать от банков оператору ЕИС в зашифрованном виде. Система ответит на вопрос о соответствии фамилии, имени и отчества, а также серии и номера удостоверения личности тем данным, на которые оформлен номер телефона. Ответ на запрос будет односложным: «да» (соответствует) или «нет» (не соответствует). Поскольку обмен персональными данными в такой схеме отсутствует, то и согласие на обработку персональных данных в данной ситуации оператору ЕИС получать не потребуется.

В настоящее время только отдельные, наиболее крупные банки имеют договоры с некоторыми операторами мобильной связи, предусматривающие возможность подтверждения информации об абоненте. Однако очевидно, что этот процесс должен быть унифицирован и доступен любой финансовой организации. При этом объединять базы клиентских данных операторов связи никто, конечно же, не планирует.

Создание такой системы поможет в борьбе с мошенничествами, помешает злоумышленникам использовать номера чужих мобильных телефонов. Также ЕИС сократит число ошибочных звонков коллекторских агентств на номера, оставшиеся от прежних владельцев.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА «ЕДИНОГО ШЛЮЗА»

Цель принятия законопроекта № 514780-7 – формирование правовой базы для создания и функционирования ЕИС. Законопроект о создании ЕИС был принят в первом чтении ещё в марте 2019 года. Редакция первого чтения законопроекта о создании этой системы устанавливала обязательность такой проверки, что могло создать серьёзные затруднения при оказании дистанционных услуг и проведении упрощённой идентификации на первом этапе формирования ЕИС.

Подготовленные поправки к законопроекту закрепляют возможность такой проверки, как право, а не обязанность финансовых организаций. И только в дальнейшем при обеспечении необходимого уровня бесперебойности и нагрузочного тестирования ЕИС Банк России в отношении финансовых организаций, а Минюст России в отношении коллекторов получат право установить случаи обязательного проведения проверки номера, в том числе через ЕИС.

ЕИС должна представлять собой полноценную систему проверки пользователями сведений об абоненте в виде подтверждения или опровержения. Пользователями выступают различные участники отрасли, среди которых финансовые организации, операторы связи, Банк России, федеральные органы исполнительной власти.

 

ОБЩИЙ ЗНАМЕНАТЕЛЬ «ЗА» И «ПРОТИВ»

Процесс согласования поправок ко второму чтению оказался непростым. Разные участники финансового рынка приводят свои «за» и «против» предлагаемых законотворческих решений. По ряду мнений, введение обязательности использования ЕИС, предлагаемое Правительством России, пока преждевременно. Нужно дождаться наполнения баз операторов связи данными пользователей абонентов − физических лиц, включая паспортные, и выверки этих данных с использованием информации из МВД.

Если ввести обязательность использования ЕИС раньше, то это приведёт к многочисленным отказам в обслуживании пользователей услуг связи. То есть к массовым нарушениям прав потребителей и дискредитации всей системы антифрод-мероприятий, направленных на защиту законных прав граждан.

Против создания указанной системы выступают операторы связи и отдельные крупные банки, которым выгодно сохранить действующую систему, при которой сведения об абоненте передаются от операторов связи в банки на основании двусторонних договоров вне контура государственного надзора.  В то же время даже из числа крупных банков на практике такие договоры имеют не более 20%, а среди средних и малых банков вообще практически никто. В качестве одного из основных препятствий для заключения таких договоров банки отмечают непомерно высокие тарифы на услуги проверки сведений об абонентах, выставляемые операторами связи.

Кроме того, по нашему мнению, тарифная политика операторов за последние годы − регулярные значительные повышения тарифов − требует обязательного правительственного контроля в условиях создания и использования ЕИС. Её активное использование на возмездной основе предполагается всеми участниками финансового рынка, а это около 20 000 организаций. 

При этом Законопроект предполагает установление не размера тарифа, а только максимально допустимого размера части платы, которая может выплачиваться операторам связи. По действующему законодательству это не является прямым тарифным регулированием. «Максимум» направлен на решение стратегической задачи. С одной стороны, дать возможность взаимодействовать с ЕИС всем финансовым организациям независимо от их величины и количества осуществляемых проверок. С другой − обеспечить покрытие эксплуатационных расходов оператора ЕИС.

Целый ряд замечаний, которые необходимо учесть, возник как у Правительства РФ, так и у Банка России. Есть основания полагать, что все замечания удастся проработать, и Законопроект будет принят в весеннюю сессию 2020 года.

Смотрите также