Парадоксы социальной инженерии или плата за ошибки прогрессоров

Парадоксы социальной инженерии или плата за ошибки прогрессоров

На круглом столе «Как учиться на чужих ошибках или парадоксы социальной инженерии» директор по рискам Ассоциации участников MasterCard Николай Дош дал высокую оценку достижениям российского финтеха.

На круглом столе юбилейного 10-го форума по борьбе с мошенничеством в сфере высоких технологий AntiFraud Russia 2019 он не приводил бывшую окраину Российской империи или осколок Священной Римской империи в качестве лидеров дистанционного банкинга.

Но, как оказывается, в этом есть свои преимущества. Одно из них заключается в том, что жители этих стран реже, по сравнению с россиянами, становятся жертвами социальной инженерии в сфере ненасильственных технологий преступного хищения денежных средств. И всё потому, что даже SMS-уведомления лишь недавно стали инструментариям банкинга в Финляндии. А многие граждане стран Центральной Европы вполне удовлетворяют свои потребности в платёжных средствах и сервисах в ходе лишь двукратного в месяц посещения финансово-кредитной организации.

Россия же, похоже, во второй раз наступает на одни и те же грабли на своём пути в мир высоких технологий.

Сначала первой вышла в космос и создала компактное термоядерное устройство, отложив на второй план удовлетворение запросов населения на кофточки с люрексом и народный автомобиль. Этим, в том числе, были созданы предпосылки для широкого использования социальной инженерии для управления населением.

Сегодня Россия предлагает населению качать деньги «в один клик» через любой смартфон в кармане жителя страны. Но вот обстановки уютного бюргерского «болотца» создать в стране не удалось. И в руках умелых социальных инженеров социально-экономическая обстановка «хватай мешки, вокзал уходит» превращается в то же самое, чем в устах гадалки является фраза «Вижу, скоро встретишь судьбу свою!».

Человек напрягается и готов действовать. Нужно лишь направить его клик в нужное русло, которым в рамках высокотехнологичной экономики может оказаться, например, оплата интернет-сервиса.

О масштабах телефонной социальной инженерии (по оценкам Сбера почти 90% от всех преступных способов вывода средств) и каналах для такого вывода средств рассказал на форуме AntiFraud Russia 2019 Сергей Велигодский, управляющий директор, начальник Управления противодействия кибермошенничеству в ПАО Сбербанк.

А о «цыганских» технологиях социальной инженерии в высокотехнологичном исполнении и методах противодействия им рассказывала на круглом столе «Как учиться на чужих ошибках или парадоксы социальной инженерии» Наталья Ещенко, эксперт-преподаватель по специальной психологической подготовке. И ей вторила психолог из компании «Антифишинг» Ольга Лимонова, дополнив сообщение своей коллеги психологическими портретами и наклонностями нового поколения миллениалов, индиго и т.п.

Оба психолога щедро поделились с аудиторией методами окорота телефонных социальных инженеров, но…

Слово взял умудрённый жизненным и технологическим опытом Олег Седов, директор направления «Кибербезопасность населения» компании «Ростелеком-Солар» и задал один вопрос о возможностях распознавания на том конце телефонной линии живого человека или бота, в технологиях создания которых Россия впереди планеты всей.

А против бота все человеческие «антигадалкинские» технологии бессильны.

И, похоже, как говаривал персонаж Анатолия Папанова из фильма «Адъютант его превосходительства», у нас «есть два путя», которые представили на круглом столе «Как учиться на чужих ошибках или парадоксы социальной инженерии» технократы Юрий Божор, руководитель экспертной группы в Банке России и Владимир Бакулин, начальник Управления мониторинга из Альфа-Банка.

Это перекрытие высокотехнологичных каналов для мошеннических операций (предотвращение бесконтрольной продажи SIMок, запрет технологий подмены номеров) и обучение, обучение, обучение безопасному поведению в ФИНАНСОВОМ киберпространстве.

Николай Кольский -- корреспондент (BIS Journal)

6 декабря, 2019

Смотрите также