Стандартная функция банкомата «ATM-реверс» была использована хакерами для похищения 250 млн рублей. Схема атак была достаточно проста. Хакер в одной стране формировал команды произвести возврат наличных клиенту банкомату в России. Проведение операций было обусловлено доступом к взломанному POS-терминалу, имеющим связь с закрытой банковской сетью. В результате аферы серьезный ущерб был нанесен 5 крупным российским банкам, а размер похищенной суммы — 250 млн рублей. 

Как сообщили в компании Group-IB, мошенникам, применившим новую схему кибератаки на банкоматы, удалось завладеть суммой в размере 250 млн рублей. При этом, как считают криминалисты, потенциальный ущерб значительно больше, и оценивается в 1,12 млрд рублей. А в основе аферы лежит стандартная функция банкомата «ATM-реверс», используемая в ряде случаев для возврата клиенту списанных с его счёта денег. Злоумышленники действовали по достаточно простому сценарию. Один из них оформлял в банке неименную карту, а затем пополнял ее через выбранный банкомат-мишень на сумму от 5 000 до 30 000 рублей. Подтверждающий операцию чек банкомата фотографировался и через интернет поступал к сообщнику, который с помощью внедренного ранее в сеть вредоноса удаленно контролировал находящийся за пределами России POS-терминал. По указанному в чеке коду операции хакер оперативно формировал команду отмены транзакции по приему банкоматом наличных, предписывая полный возврат денег клиенту. 

Таким образом, баланс у вставленной в банкомат карты восстанавливался, а наличные оставались в кармане мошенника. Многократное повторение операции «внесения – снятия» с постоянным требованием по сети обеспечить возврат внесенных средств зачастую приводило к полному опустошению изъятию из банкомата наличных. Но для продолжения «экспроприации» по той же схеме можно было выбирать любой банкомат. Комментируя инцидент, представитель одного крупного банка пояснил: «Описанная схема, скорее всего, использовала уязвимость в карточном процессинговом центре банка-эмитента, который при операции отмены проверял не все данные. 

Дополнительная проверка могла бы обнаружить, что деньги выдаются в одной стране, а операция отменяется в другой. Преступники могли обнаружить эту уязвимость и воспользоваться ею». Однако, как полагают ИБ-эксперты, пострадавшие банки, вероятней всего, просто не соблюдали установленный регламент. Руководитель лаборатории компьютерной криминалистики компании Group-IB Валерий Баулин обозначил суть проблемы так: «Мы стараемся, чтобы клиенту было удобно, чтобы быстрее проходили транзакции, чтобы взаиморасчёты между участниками проводились тоже быстро и корректно. Для упрощения некоторые поля просто не проверялись. Это и позволило провести операции отмены и возобновления баланса на карте».

Обобщая результаты расследования, ИБ-эксперт и разработчик ИБ-решений для смарт-карт Максим Эмм отметил: «На самом деле, теряли деньги не клиенты, терял банк, поэтому, в общем-то, достаточно быстро с этим банки разберутся. Те злоумышленники очень детально себе представляли правила работы платёжной системы, правила формирования транзакции, как списания, так и пополнения, и отмены этого списания. И, скорее всего, детально понимали, как работают процессинги в банках. Возможно, кто-то из злоумышленников раньше работал в компании, которая разрабатывает процессинги, либо в банке». 

При этом он выразил надежду, что большинство банков учтет информацию об этом мошенничестве, и проведет проверку ИБ банкоматов, а это значит, что «в будущем такие проблемы с нашими банками будут исключены». Хотя расследование этого громкого дела пока не привело к поимке злоумышленников, однако при участии платежных систем Visa и MasterCard безопасники разработали и внедрили дополнительные механизмы защиты и контроля пользовательских операций банкоматов и выражают уверенность, что такое преступление больше невозможно. 


Сергей Бендин, обозреватель Медиа-группы «АВАНГАРД»
27 ноября, 2015

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

01.07.2025
«Национальный мессенджер» закрыл первый миллион
01.07.2025
МТС приготовила всем по маленькому «большому брату»
01.07.2025
NCSC заманивает компании к участию в программе, страдающей из-за недостатка интереса
01.07.2025
ruID как пред-«Госуслуги». Новый сервис для приезжающих в Россию
01.07.2025
«Лидеры рынка уже не ограничиваются точечными инструментами»
01.07.2025
К давлению на Apple подключилась даже нейтральная Швейцария
01.07.2025
АНБ и CISA хотят снизить уязвимость ПО с помощью TRACTORа
30.06.2025
Всё связать до 1 июля: «симку», биометрию, «Госуслуги»
30.06.2025
Нейросетям поставили задачу усовершенствовать бюджетный процесс
30.06.2025
Draugnet послужит демократизации отчётности по киберугрозам

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных