Зайди в настройки! Технические способы предупреждения мошеннических звонков и спама в смартфонах

Внешние к цели мошенника (мобильному устройству пользователя) методы защиты, которые реализуются в финансовых организациях, у операторов связи и у других посредников совершения финансовых и других операций, конечно, нужны и важны, но не позволяют до конца решить задачу защиты от мошенников и спама.

Обоснованием этого вывода является весьма печальная (несмотря на периодическое внедрение новых методов внешней защиты) статистика, демонстрирующая непрерывный рост числа инцидентов «развода на деньги» различных категорий граждан — пользователей информационных систем (например, банковских мобильных приложений), а также параллельное этому увеличение объёма украденных денег. При этом мошенники проявляют необычайную изобретательность, постоянно меняя векторы атак.

Способы обмана физических лиц непрерывно меняются и совершенствуются. Они подстраиваются под изменяющуюся политическую, технологическую, новостную конъюнктуру и поэтому часто достигают цели, лишая денежных средств как известных в стране лиц, так и обычных людей (нередко преклонного возраста). О значительных возможностях мошенников говорит тот факт, что, бывает, даже опытные в информационных технологиях люди — высококвалифицированные специалисты в области информационной безопасности — попадаются на удочку преступников.

Но только ли мошенники доставляют неприятности пользователям? Конечно, нет. Маркетологи и поддерживающие их ИТ-специалисты непрерывно создают новые всё более изощрённые инструменты для продвижения своих товаров и услуг. И обычный пользователь видит результаты этих «достижений» в форме различных информационных сообщений, появляющихся на его мобильном устройстве в самое неподходящее время, когда нужно работать, выполнять срочное задание и не отвлекаться на посторонние вопросы. Причём подобные рассылки специально разрабатываются и программируются на появление в рабочем смартфоне в prime-time. Кроме мошеннических и рекламных рассылок пользователей также беспокоят и другие «мусорные» сообщения, включающие различные предложения и картинки, среди которых приглашения «поиграть», «в гости», сексуальные и порнографические изображения и прочие гадости. Ясно, что с этой не ожидаемой информацией нужно что-то делать и как-то её ограничивать. И здесь может помочь регулирование настроек мобильного устройства. При проведении этих работ нужно всегда учитывать тот факт, что, как указано выше, разработчики различных информационных рассылок (спама) целенаправленно изобретают методы борьбы с антиспамовыми защитными инструментами, применяемыми в современных мобильных устройствах.

Настройки смартфона зависят от нескольких факторов и параметров. Основные из них это — компания-производитель гаджета, операционная система с надстройкой, зависящей от этой компании, и, собственно, возможности и интерфейсы приложения «Настройка», которое имеется в каждом гаджете.

В этой статье мы будем придерживаться возможностей настроек смартфонов с ОС Android, выпущенных компаниями бренда Xiaomi с надстройками MIUI и HyperOS. Но как показывает опыт и практика, похожие элементы настроек имеются почти во всех моделях смартфонов.

Итак, первое, что нужно сделать это — отрегулировать настройки разделов «Уведомления», которые располагаются в различных блоках общего раздела «Настройки». Если пользователь работает на своем гаджете и не заинтересован в посторонней информации, которая появляется в случайное, часто самое неподходящее время, то необходимо ограничить постороннюю информацию. Она обычно даёт о себе знать в режиме уведомлений. Поэтому необходимо, прежде всего, отрегулировать «под себя» настройку этих уведомлений.

Разделы уведомлений присутствуют как в общих настройках смартфона, так и в настройках отдельных его элементов: браузера, сайтов, а также отдельных приложений. По умолчанию, обычно, уведомления для «почти всего» включены. Рекомендуется их отключить для максимального количества элементов, оставив включёнными только уведомления тех приложений, сайтов и других элементов и событий, за данными которых пользователю необходимо непрерывно наблюдать без запуска этих информационных ресурсов. Сюда могут войти банковские приложения, приложения календаря, электронной почты и мессенджеров и т. д. В общем, рекомендуется оставлять включёнными только уведомления тех приложений, о данных по которым нужна непрерывная информация.

Рассматриваемую регулировку, начнём с уведомлений браузеров. Для примера возьмём два наиболее распространённых в Android-смартфонах браузера — Chrome и «Яндекс». В «Яндекс» в настройках выбираем «Уведомления» (скан 1). В первых трёх сточках выключаем уведомления. Далее, в четвёртой строке («Уведомления от Яндекса») оставляем минимум самых необходимых в любую минуту уведомлений (скан 2). Остальное выключаем. В следующей строке («Уведомления от мессенджера») — хотя этим мессенджером мало кто пользуется — также выключаем по максимуму предусмотренные меню уведомления (скан 3). И, наконец, последняя строка («Уведомления от сайтов») в настройках включаем «Спрашивать разрешения перед отправкой» (скан 4). Кстати, независимо от браузера рекомендуется отвечать отрицательно на вопрос об отправке уведомлений с любого сайта.

Далее, в настройках «Яндекс» в разделе «Блокировка рекламы» следует отказаться от рекламы (скан 5).

Скан 1

 

Скан 2

 

Скан 3

 

Скан 4

 

 

Скан 5

 

Для браузера Chrome для блокировки уведомлений и всплывающих окон можно прочитать инструкцию (она есть в меню браузера), а можно зайти в «Настройки» и, далее, в разделе уведомления — выключить «Показывать уведомления», а в разделе «Настройка сайтов» — заблокировать «Всплывающие окна и переадресация» (сканы 6 и 7).

Скан 6

 

Скан 7

 

Следующая настройка касается входящих звонков. Ранее уже отмечалось, что для некоторых категорий пользователей разговор с опытным мошенником из «банка», «поддержки портала госуслуг», «Следственного комитета», «ФСБ» или других ведомств заканчивается потерей денежных средств. Поэтому очень важно оградить таких пользователей от общения с незнакомыми людьми или от звонков с незнакомых номеров телефонов. Многие смартфоны позволяют это реализовать в настройках. Существует несколько путей реализации таких настроек. В любом телефоне для начала нужно найти настройку «Антиспам». В приведённом ниже скане настроек смартфона в цепочке «Настройки — Приложения — Системные приложения» можно зайти в раздел «Безопасность» или в раздел «Вызовы», где обычно находится раздел «Антиспам», который нужно инициировать.

Скан 8

 

Скан 9

 

Далее, в разделе «Блокировка вызовов» необходимо включить блокировку вызовов от незнакомых номеров и/или блокировку вызовов от скрытых номеров (скан 10).

Скан 10

 

В некоторых смартфонах имеется возможность разрешить вызовы только от контактов, которую в этом случае и нужно инициировать. При реализации таких настроек все вызовы от не-контактов будут блокироваться. Причём пользователь не услышит вызов, но увидит его блокировку в перечне вызовов. Это полезная для пользователя информация в том случае, если он ждёт вызов от курьера или другого абонента, телефон которого заранее не известен. В таких ситуациях можно включить новый номер в свои контакты, и он в дальнейшем уже не будет блокироваться.

Приведённые выше настройки смартфона позволяют более чем на 90% уменьшить спам-нагрузку и практически исключить звонки от мошенников.

14 января, 2025

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

23.06.2025
Европол: Подпольная экономика данных «работает как часы»
23.06.2025
Сбер и Security Vision объединяют усилия для защиты российского бизнеса от киберугроз
23.06.2025
Россельхозбанк модернизировал сети корпоративной телефонии банка в рамках программы «Цифровой суверенитет»
23.06.2025
Летний рейтинг скамерских «масок» от Киберполиции
23.06.2025
IMEI совесть. Закон «О связи» помешает перепрошивать устройства
23.06.2025
NIST выпустил новое руководство по внедрению концепции Zero Trust
23.06.2025
Ветераны CISA и NCSC предостерегают от гламуризации хак-групп
20.06.2025
NFC станет дальше. И одновременно ближе...
20.06.2025
Снова о «крупнейшей утечке в истории»
20.06.2025
Кузнецов: Разделённое внимание снижает бдительность

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных