Банки столкнулись с проблемой оперативного получения биометрических векторов из Единой биометрической системы (ЕБС), пишет «Коммерсант» со ссылкой на источники на финансовом рынке и обращение Национального совета финансового рынка (НСФР).
Кредитная организация при обслуживании клиента по биометрии обращается в ГИС ЕБС за вектором (ПДн, полученными в результате математического преобразования биометрии клиентов). Векторы в свою очередь приходят с задержкой, иногда на день-два, что может быть связано с производительностью в части криптографической защиты данных. НСФР по этому поводу направила письмо Владиславу Поволоцкому, гендиректору Центра биометрических технологий (ЦБТ) — организация оказывает услуги по идентификации и аутентификации.
В НСФР утверждают, что в оферте, которая размещена на сайте ЕБС, услуга по предоставлению вектора не регламентирована по срокам, а техподдержка поясняла банкам, что срок составляет «не более одних суток с момента запроса». Для участников рынка «столь длительный срок неприемлем», говорится в письме. Там приводятся в пример сроки ответов от других ГИС. Например, время ответа от МВД по проверке паспорта по статистике более чем в половине случаев составляет до 10 секунд и только в 3% случаев занимает более часа.
Предоставление вектора с лагом три часа не соответствует цели закона — доступности финансовых услуг, для которых время — главный фактор, влияющий на востребованность и стоимость, считают в НСФР.
В письме также подчёркивается, что использование ЕБС необходимо не только для открытия счетов, вкладов, выдачи кредитов, но и для предотвращения мошенничества. В организации поднимают вопрос о том, чтобы нормативно закрепить срок предоставления векторов из ЕБС «не более минуты» с момента получения запроса и установить сроки в оферте ЦБТ.
В Центре биометрических технологий заверили журналистов, что время формирования вектора и его передачи уже сейчас составляет одну-две минуты. Также в организации считают, что нормативное закрепление скорости передачи векторов негативно скажется на самом рынке коммерческих биометрических систем, поскольку регламентирование времени передачи приведёт к ужесточению технических требований и, как следствие, к дополнительным расходам операторов КБС.
В Минцифры также сообщили, что «проблем со скоростью передачи биометрических векторов из ГИС ЕБС не наблюдается». «При выдаче векторов из ГИС ЕБС нужно учитывать пропускную способность каналов электронного взаимодействия информационных систем», в том числе «важно соблюдать требования информационной безопасности и не допускать перегрузок», — говорится в ответе ведомства «Коммерсанту».
Вопрос нормативного закрепления сроков оказания услуги относится к компетенции Минцифры и определён приказом министерства «О порядке обработки биометрических персональных данных и векторов единой биометрической системы». По мнению юристов, в случае признания проблемы может потребоваться доработка нормативных документов.