За 2023 год число пострадавших во время онлайн-шопинга снизилось на четверть

Количество обманутых мошенниками россиян при совершении покупок в интернете снизилось за год на 22% — c 66% до 44%. Покупатели стали лучше разбираться в основных правилах безопасной оплаты банковскими картами. 70% граждан оценивают свой уровень финграмотности как высокий или очень высокий. Об этом говорится в исследовании «Ozon Банка».

В половине случаев (51%) мошенникам удалось украсть не более пяти тысяч рублей, в 13% краж — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 8% покупателей «подарили» мошенникам от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Беднее на сумму до пятидесяти тысяч стали 4% респондентов. Всего 2% пострадавших перевели злоумышленникам более ста тысяч рублей. Максимальный размер кражи составил 300 тысяч рублей.

Основным способом связи мошенников с жертвами остаются телефонные звонки. Их получали 65% респондентов, треть опрошенных (36%) получала сообщения в мессенджеры. Неизвестные писали в соцсетях 22% участникам исследования, а ещё 20% находили в своей почте фишинговые электронные письма.

На смену традиционным сценариям обмана приходят сложные и многоступенчатые схемы, отмечают исследователи. Респондентам массово звонили «сотрудники правоохранительных органов», «представители Банка России» и иных «финансовых организаций», которые предлагали помощь в предотвращении несанкционированного вывода денег. Также распространены фейковые предложения дополнительного заработка, «курсы» по торговле ценными бумагами, призывы перевести деньги для помощи нуждающимся, сообщения с просьбой одолжить денег от друзей, чьи аккаунты были взломаны, а также понуждение к вводу банковских данных на фишинговых сайтах, которые маскируются под страницы известных ресурсов. С различными схемами злоумышленников знакомы до 45% участников исследования. Только 14% респондентов сказали, что не сталкивались с мошенничеством в интернете.

Большинство опрошенных (89%) знают, что нельзя разглашать данные банковской карты, 66% не верят предложениям быстрого и высокого дохода. 62% респондентов знают о необходимости оплаты только на официальных сайтах интернет-магазинов.

Половина респондентов (50%) не открывает файлы от неизвестных отправителей. Однако лишь треть опрошенных регулярно меняет пароли для входа в интернет и мобильные банки. Почти столько же (32%) используют отдельную карту для оплаты покупок в сети и держат на ней ограниченную сумму. Четверть опрошенных проверяет название интернет-магазина в адресной строке браузера.

Считает высоким свой уровень финансовой грамотности половина респондентов, при этом 20% из них классифицирует свои знания как отличные. Только 7% признали плохим свой уровень финансовой грамотности. При этом 42% опрошенных оценили свой уровень доверчивости как высокий или очень высокий. Склонны доверять окружающим 28% респондентов и лишь треть участников опроса относится к ним без особого доверия.

2 февраля, 2024

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

07.11.2025
Max возьмёт на себя часть нагрузки МФЦ
07.11.2025
Для отечественных «симок» введут персональный «период охлаждения»
07.11.2025
Google прогнозирует рост числа киберфизических атак в Европе
06.11.2025
Ещё немного, и чат-бот? VK неохотно раскрывает подробности своего ИИ
06.11.2025
CISA и NSA озаботились защитой серверов Exchange
06.11.2025
Бот Банка России поможет разобраться с деталями договора
06.11.2025
Шадаев: Новая каспийская ВОЛС ускорит цифровизацию всех стран региона
06.11.2025
ARinteg укрепляет свои позиции на рынке промышленной безопасности России
06.11.2025
Servicepipe FlowCollector научился выявлять «хирургические» атаки на уровне портов
06.11.2025
Отсутствие единых стандартов внедрения тормозит цифровизацию промсектора

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных