Долгие годы считалось, что суперприложения — это азиатская история, но это уже распространилось по всему миру. Поэтому сейчас мы можем с определенностью сказать, что суперприложения — это международное явление.
И если несколько лет назад все обсуждали вопрос, идти ли в экосистему, создавать ли свои экосистемы, то сегодня также перед всеми стоит вопрос: делать ли суперприложение или нет? По мнению вице-президента, руководителя управления развития сервисов экосистемы АО «Тинькофф Банк» Анны Михиной, «на самом деле суперприложения — это просто форма воплощения все той же экосистемы».
«Мне кажется, хороший вариант, когда суперприложение для бизнеса — это вопрос эволюционного развития, то есть оно делается не просто так, потому что это какой-то хайп, какая-то модная тема, а именно потому что оно решает задачи бизнеса», — отметила она во время своего выступления на XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».
Как понять, что у вас суперприложение?
Анна Михина рассказала, что несмотря на то, что каждое суперприложение имеет свое лицо, у них всех есть некие общие формальные признаки. Прежде всего, во главе угла стоит какое-то изначально популярное приложение с большой и лояльной пользовательской базой. «Кто-то называет это umbrella app как приложение-зонтик, кто-то называет это якорный сервис, но безусловно суперприложение рождается из чего-то», — пояснила она.
Второй немаловажный пункт — это наличие своей какой-то платежной системы. И если раньше речь шла в основном об электронных кошельках, то сейчас мы уже можем говорить и о прямых списаниях со счета, и о СБП, и о многом другом. Если мы говорим о каких-то европейских проектах, то это, как правило, эквайринг. «Но в общем, не суть важно, как это будет реализовано, главное, чтобы клиенты имели возможность распоряжаться своими средствами из вашего суперприложения, легко туда их заводить и легко выводить», — отметила Анна Михина.
Третий пункт — это маркетплейс товаров и услуг. По словам спикера, «наверно, это та часть суперприложения, которая «супер». По данному вопросу суперприложение делится на несколько видов. Первый, когда кто-то в маркетплейсе аккумулирует продукты своей компании или группы компаний — это так называемые закрытые супеприложения. И есть истории, когда какое-то приложение внутри себя объединяет продукты разных компаний, но при этом они жестко связаны какой-то тематикой. Примером последнего вида Анна Михина назвала Booking, хотя он сам яростно от этого открещивается. «Мне кажется, он уже давным давно стал суперприложением, потому что у них вы можете сразу купить страховку путешествующего, можете сразу забронировать автомобиль. При этом там безусловно есть контент, есть возможность не только выбрать отель и совершить какое-то целевое действие, но у них куча также материалов о путешествиях. На самом деле все признаки суперприложения у Booking налицо», — сказала она.
И еще один немаловажный фактор, определяющий суперприложение — это наличие какого-то развлекательного контента. В этом плане пандемия определенно подтолкнула его развитие. Потому что люди очень быстро устали он сериалов и фильмов, и им как никогда захотелось на природу или куда-то еще, и потребность в развлекательном контенте возросла многократно.
Кто сейчас суперприложение?
Год назад или даже в начале этого года набиралось, наверно, 6 проектов, которые действительно громко заявляли, что они суперприложения и признавались таковыми другими игроками рынка. В октябрю же оказалось, что таких проектов намного больше — и среди них не только те, кто сами об этом заявляют, но и те, кого определяют так аналитики. По словам Анны Михиной, «захват суперприложениями мира происходит очень быстро и прямо на наших глазах».
«Это, естественно, самые топовые игроки как WeChat, Alipay, также Grab и Gojek. И тут мы видим, насколько могут быть разными эти якорные сервисы, которые лежат в основе: это и мессенджеры, это и банки (хотя замечу, что банки — это скорее постсоветская история)», о — поделилась она.
Безусловно есть тип-3 сервисов, которые драйвят суперприложения. И по понятным причинам это самые популярные, самые востребованные, самые высокочастотные пользовательские действия, то как заказ еды (причем как из супермаркетов, так и доставка из ресторанов самовывозом или курьером).
Вторая история — это транспортные услуги. Причем как в лоб, когда мы говорим о заказе такси, так и о транспортных услугах, которые как щупальцами охватывают все возможности передвижения, например, в Grab есть и самокаты, и байки, и грузовой транспорт, и такси, и каршеринг.
«YouTube тоже хороший пример, когда никто об этом вам не говорит, но по сути туда добавляются товары. Более того YouTube очень тесно интегрирован с другими продуктами экосистемы Google. И мы не говорим о таком банальном как авторизация, а самое простое — это, допустим, YouTube Music. И еще не добавила туда такие яркие примеры как Instagram и Pinterest. То есть на самом деле, даже если мы этого не замечаем и у нас в России это не очень распространено, но когда вы заходите в Instagram и видите какого-то красивого блогера, у которого отмечены товары, вы можете очень быстро увидеть эти товары, перейти и буквально в пару кликов их купить», — рассказала Анна Михина.
Также она привела пример Казахстана, когда приложение Kaspi говорит о том, что оно первое суперприложение в стране. Хотя на днях их мессенджер Aitu тоже заявил, что они первое суперприложение. Можно отметить еще испанский Glovo, который подобно Uber развивался от модели доставки еды и транспортных услуг, а сейчас там уже целая плеяда сервисов на любой вкус: хотите ремонт обуви, какие-то развлекательные мероприятия и так далее. Также в Испанию тоже проникает история с необанками. И мы уже сейчас смело можем говорить, что проект Imagin (ImaginBank) — проект большого испанского банка — тоже на самом деле превратился постепенно в самое настоящее суперприложение.
Такой стеснительный бизнес
По словам Анны Михиной, западный бизнес боится и стесняется признавать у себя наличие суперприложений, хотя такие приложения на европейском и южноамериканском рынке появляются вполне эволюционным путем. «Может быть до сих пор сильна парадигма: один сервис — одно приложение. И в пример всегда приводят тот же Facebook. Но давайте честно, там же огромное количество сторонних сервисов, не говоря уже о том, что там вполне полноценный AppStore с играми», — пояснила она.
А что в России?
Анна Михина сразу отметила, что в России традиционно очень сильный, классный и продвинутый финтех. И сейчас на нашем рынке среди игроков суперприложений большая конкуренция. «Если год назад все в принципе рассуждали нужно ли это кому-то или нет, шел спор кто первый, кто второй, то сейчас у нас все, затаив дыхание, смотрят у кого получится. Потому что, давайте честно, это пока что такой динамический сервис в моменте и мы не можем пока со 100% вероятностью сказать, что это зайдет и всем людям понравится», — рассказала она.
Безусловно, в России уже есть те, кто открыто заявляют, что они суперприложения. Например, Тинькофф, ВКонтакте, Яндекс. Также вполне ярким примером можно назвать Сбер, хотя, несмотря на то, что у них очень сильная экосистема, Анна Михина не уверена, можно ли с чистой совестью назвать их суперприложением.
«Совсем недавно появился такой неожиданный игрок — это Магнит. И он тоже сказал, что собирается пойти этим путем. Хотя насколько я знаю, X5 наоборот решили замкнуть на своей экосистеме (может это тоже выльется в суперприложение). Вот недавно они рассказали, что будут делать свой собственный сервис доставки еды, отказались от проектов с аптеками, то есть как-то у них, видимо, партнерские истории не складываются и им интереснее делать что-то свое», — рассказала спикер.
Также она отметила, что также есть, например, банки, которые говорят, что не хотят делать суперприложение, что им это не интересно, а хотят делать только классный банкинг, завершить свою какую-то цифровую трансформацию. «И это в принципе хорошо, потому что я не сторонник инноваций ради инноваций. И я думаю, что на то они и суперприложения, что их не должно быть много. А будет 3-4 крупных игрока более менее прямо конкурирующих между собой, которые поделят основную аудиторию», — добавила Анна Михина.
«Сейчас уже суперприложения становятся неким общим местом. И именно банки в России драйвят эту ситуацию, что очень интересно, потому что у них много денег, средств и возможностей, идей и собраны лучшие команды. И поэтому нас ждет очень интересный год», — заключила она.
BIS Journal — информационный партнер XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».