«Суперприложения – это просто форма воплощения всё той же экосистемы»

Долгие годы считалось, что суперприложения — это азиатская история, но это уже распространилось по всему миру. Поэтому сейчас мы можем с определенностью сказать, что суперприложения — это международное явление.

И если несколько лет назад все обсуждали вопрос, идти ли в экосистему, создавать ли свои экосистемы, то сегодня также перед всеми стоит вопрос: делать ли суперприложение или нет? По мнению вице-президента, руководителя управления развития сервисов экосистемы АО «Тинькофф Банк» Анны Михиной, «на самом деле суперприложения — это просто форма воплощения все той же экосистемы».

«Мне кажется, хороший вариант, когда суперприложение для бизнеса — это вопрос эволюционного развития, то есть оно делается не просто так, потому что это какой-то хайп, какая-то модная тема, а именно потому что оно решает задачи бизнеса», — отметила она во время своего выступления на XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

 

Как понять, что у вас суперприложение?

Анна Михина рассказала, что несмотря на то, что каждое суперприложение имеет свое лицо, у них всех есть некие общие формальные признаки. Прежде всего, во главе угла стоит какое-то изначально популярное приложение с большой и лояльной пользовательской базой. «Кто-то называет это umbrella app как приложение-зонтик, кто-то называет это якорный сервис, но безусловно суперприложение рождается из чего-то», — пояснила она.

Второй немаловажный пункт — это наличие своей какой-то платежной системы. И если раньше речь шла в основном об электронных кошельках, то сейчас мы уже можем говорить и о прямых списаниях со счета, и о СБП, и о многом другом. Если мы говорим о каких-то европейских проектах, то это, как правило, эквайринг. «Но в общем, не суть важно, как это будет реализовано, главное, чтобы клиенты имели возможность распоряжаться своими средствами из вашего суперприложения, легко туда их заводить и легко выводить», — отметила Анна Михина.

Третий пункт — это маркетплейс товаров и услуг. По словам спикера, «наверно, это та часть суперприложения, которая «супер». По данному вопросу суперприложение делится на несколько видов. Первый, когда кто-то в маркетплейсе аккумулирует продукты своей компании или группы компаний — это так называемые закрытые супеприложения. И есть истории, когда какое-то приложение внутри себя объединяет продукты разных компаний, но при этом они жестко связаны какой-то тематикой. Примером последнего вида Анна Михина назвала Booking, хотя он сам яростно от этого открещивается. «Мне кажется, он уже давным давно стал суперприложением, потому что у них вы можете сразу купить страховку путешествующего, можете сразу забронировать автомобиль. При этом там безусловно есть контент, есть возможность не только выбрать отель и совершить какое-то целевое действие, но у них куча также материалов о путешествиях. На самом деле все признаки суперприложения у Booking налицо», — сказала она.

И еще один немаловажный фактор, определяющий суперприложение — это наличие какого-то развлекательного контента. В этом плане пандемия определенно подтолкнула его развитие. Потому что люди очень быстро устали он сериалов и фильмов, и им как никогда захотелось на природу или куда-то еще, и потребность в развлекательном контенте возросла многократно.

 

Кто сейчас суперприложение?

Год назад или даже в начале этого года набиралось, наверно, 6 проектов, которые действительно громко заявляли, что они суперприложения и признавались таковыми другими игроками рынка. В октябрю же оказалось, что таких проектов намного больше — и среди них не только те, кто сами об этом заявляют, но и те, кого определяют так аналитики. По словам Анны Михиной, «захват суперприложениями мира происходит очень быстро и прямо на наших глазах».

«Это, естественно, самые топовые игроки как WeChat, Alipay, также Grab и Gojek. И тут мы видим, насколько могут быть разными эти якорные сервисы, которые лежат в основе: это и мессенджеры, это и банки (хотя замечу, что банки — это скорее постсоветская история)», о — поделилась она.

Безусловно есть тип-3 сервисов, которые драйвят суперприложения. И по понятным причинам это самые популярные, самые востребованные, самые высокочастотные пользовательские действия, то как заказ еды (причем как из супермаркетов, так и доставка из ресторанов самовывозом или курьером).

Вторая история — это транспортные услуги. Причем как в лоб, когда мы говорим о заказе такси, так и о транспортных услугах, которые как щупальцами охватывают все возможности передвижения, например, в Grab есть и самокаты, и байки, и грузовой транспорт, и такси, и каршеринг.

«YouTube тоже хороший пример, когда никто об этом вам не говорит, но по сути туда добавляются товары. Более того YouTube очень тесно интегрирован с другими продуктами экосистемы Google. И мы не говорим о таком банальном как авторизация, а самое простое — это, допустим, YouTube Music. И еще не добавила туда такие яркие примеры как Instagram и Pinterest. То есть на самом деле, даже если мы этого не замечаем и у нас в России это не очень распространено, но когда вы заходите в Instagram и видите какого-то красивого блогера, у которого отмечены товары, вы можете очень быстро увидеть эти товары, перейти и буквально в пару кликов их купить», — рассказала Анна Михина.

Также она привела пример Казахстана, когда приложение Kaspi говорит о том, что оно первое суперприложение в стране. Хотя на днях их мессенджер Aitu тоже заявил, что они первое суперприложение. Можно отметить еще испанский Glovo, который подобно Uber развивался от модели доставки еды и транспортных услуг, а сейчас там уже целая плеяда сервисов на любой вкус: хотите ремонт обуви, какие-то развлекательные мероприятия и так далее. Также в Испанию тоже проникает история с необанками. И мы уже сейчас смело можем говорить, что проект Imagin (ImaginBank) — проект большого испанского банка — тоже на самом деле превратился постепенно в самое настоящее суперприложение.

 

Такой стеснительный бизнес

По словам Анны Михиной, западный бизнес боится и стесняется признавать у себя наличие суперприложений, хотя такие приложения на европейском и южноамериканском рынке появляются вполне эволюционным путем. «Может быть до сих пор сильна парадигма: один сервис — одно приложение. И в пример всегда приводят тот же Facebook. Но давайте честно, там же огромное количество сторонних сервисов, не говоря уже о том, что там вполне полноценный AppStore с играми», — пояснила она.

 

А что в России?

Анна Михина сразу отметила, что в России традиционно очень сильный, классный и продвинутый финтех. И сейчас на нашем рынке среди игроков суперприложений большая конкуренция. «Если год назад все в принципе рассуждали нужно ли это кому-то или нет, шел спор кто первый, кто второй, то сейчас у нас все, затаив дыхание, смотрят у кого получится. Потому что, давайте честно, это пока что такой динамический сервис в моменте и мы не можем пока со 100% вероятностью сказать, что это зайдет и всем людям понравится», — рассказала она.

Безусловно, в России уже есть те, кто открыто заявляют, что они суперприложения. Например, Тинькофф, ВКонтакте, Яндекс. Также вполне ярким примером можно назвать Сбер, хотя, несмотря на то, что у них очень сильная экосистема, Анна Михина не уверена, можно ли с чистой совестью назвать их суперприложением.

«Совсем недавно появился такой неожиданный игрок — это Магнит. И он тоже сказал, что собирается пойти этим путем. Хотя насколько я знаю, X5 наоборот решили замкнуть на своей экосистеме (может это тоже выльется в суперприложение). Вот недавно они рассказали, что будут делать свой собственный сервис доставки еды, отказались от проектов с аптеками, то есть как-то у них, видимо, партнерские истории не складываются и им интереснее делать что-то свое», — рассказала спикер.

Также она отметила, что также есть, например, банки, которые говорят, что не хотят делать суперприложение, что им это не интересно, а хотят делать только классный банкинг, завершить свою какую-то цифровую трансформацию. «И это в принципе хорошо, потому что я не сторонник инноваций ради инноваций. И я думаю, что на то они и суперприложения, что их не должно быть много. А будет 3-4 крупных игрока более менее прямо конкурирующих между собой, которые поделят основную аудиторию», — добавила Анна Михина.

«Сейчас уже суперприложения становятся неким общим местом. И именно банки в России драйвят эту ситуацию, что очень интересно, потому что у них много денег, средств и возможностей, идей и собраны лучшие команды. И поэтому нас ждет очень интересный год», — заключила она.

 

BIS Journal — информационный партнер XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

4 ноября, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

19.03.2024
Армения выпадает из «Мира». Но не полностью
18.03.2024
Сколько денег тратят на маркетинг лидеры российского рынка инфобеза
18.03.2024
Microsoft закроет доступ к облачным сервисам для российских компаний
18.03.2024
От операторов связи потребовали ограничить продажу «симок»
18.03.2024
Жертва социнженеров пыталась поджечь отделение «Сбера»
18.03.2024
Системы МВФ были взломаны впервые за 13 лет
15.03.2024
ИИ поможет бизнесу выявлять брак и маркировать продукцию
15.03.2024
Минцифры поручено и дальше цифровизировать всё вокруг
15.03.2024
Стоит с настороженностью относиться к сообщениям о перевыпуске SIM-карты
15.03.2024
IDC: Больше всех на «облака» в этом году потратит Польша

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных