Запущенная около года назад Система быстрых платежей (СБП) уже начала завоевывать свое место в платежной системе. Директор по развитию инновационных сервисов АО «НСПК» Дмитрий Колесников рассказал, как обстоят дела СБП на текущий момент (октябрь 2020 года) и чего нам ждать в будущем.

 

Что день сегодняшний нам принес

«СБП сегодня не просто сервис платежной системы Банка России, это экосистема мгновенных платежей, которая работает 24/7/365, обеспечивает мгновенное зачисление денег по простым реквизитам (это и QR-код, и номер телефона), имеет низкие тарифы и предлагает все своим пользователям универсальный клиентский опыт. Все это обеспечило тот успех, который мы имеет на текущий момент», — начал свое выступление Дмитрий Колесников на XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

Сегодня в СБП три сервиса: сервис перевода между физлицами по номеру телефона, сервис оплаты товаров и услуг для онлайн и оффлайн сред, а также сервис выплат от юридических лиц физическим лицам, так называемый сервис b2c. Уже сейчас в СПБ 10 млн пользователей, а оборот составляет 500 млрд рублей. К системе подключено 189 банков и постоянно это количество увеличивается.

 

Сервис переводов между физическими лицами

Данный сервис показывает экспоненциальный рост. ПО словам Дмитрия Колесникова, на текущий момент переводы с2с — это «лекарство от зарплатного рабства».

«Мы видим, что доли переводов самому себе как с точки зрения количества операций, так и по оборотам более чем 50%. По оборотам даже 59%. Это важно. Это значит, что люди используют этот сервис, и он действительно лекарство от зарплатного рабства», — добавил он.

Среди самый популярных сумм переводов: 1 тысяча рублей — 8%, 500 рублей — 5% и 2 тысячи рублей — 5%.

 

Сервис переводов с2b

На текущий момент к сервису с2b подключены 20 банков, 44 тысячи торгово-сервисных предприятий (ТСП), а оборот уже составил более 1 млрд рублей. Он зашел в самые разные сферы, это не просто покупки в онлайне или оффлайне, это и такие зоны как, например, брокерские услуги (на сентябрь-октябрь 2020 года — 23% от всех переводов в данном сервисе).

«Вообще все эти блоки — гипермаркеты (22%), салоны связи (34%), брокерские услуги (23%), страхование (3%), авиабилеты (3%), остальное (15%) — меняются в динамике, потому что рост сервиса с2b очень внушительный. Мы видели двукратный рост в августе, двукратный рост в сентября и наблюдаем также кратный рост в октябре», — поделился Дмитрий Колесников.

В чем же особенность этого сервиса с2b? Три основных момента: комиссия в разы ниже, чем в других каналах приема безналичных (0,4% — 0,7%); моментальные платежи (да, декларируется 15 секунд, но в реальности все видят, что это работает в мгновения); универсальный платежный сценарий — это работает везде: на сайте, в приложении, в наружной рекламе, в рассылках. «Самый первый о очевидный кейс: QR-наклейка, которую можно разместить где угодно; также QR-код на кассе, на сайте или в приложении. Все эти сценарии работают единообразно, унифицировано. Платежная ссылка передается из СБП через банк в ТСП, которые уже сами выбирают, как эту ссылку доставить на смартфон своему клиенты», — пояснил Дмитрий Колесников.

 

Сервис переводов b2c

«Еще один сервис, который родился вместе с сервисом с2b, поскольку необходимо было реализовать функциональность возвратов, это b2c переводы — возможность зачисления от юрлица к физлицу. Работает точно в той же логике, в которой работают переводы между физическими лицами. Все работает точно также за мгновения», — рассказал директор по развитию инновационных сервисов АО «НСПК».

 

Новый этап эволюции в СБП

По словам Дмитрия Колесникова, недавно в СБП произошел важный момент — вышло платежное приложение Razz. Это продукт совместной работы Банка Русский стандарт и компании Wildberries. С этим приложением клиенты всех банков-участников СБП, даже тех, которые еще не реализовали сервис с2b, уже могут пользоваться удобным и безопасным способом онлайн-оплаты: для этого достаточно пополнить баланс простым переводом по номеру телефона и оплатить свои покупки на Wildberries по QR-коду.

«И почему я говорю, что это качественно новый этап эволюции в экосистеме? Этот продукт — альтернативное платежное приложение, которое родилось на рынке в результате коллаборации банка и ретейлера. И это очень важно, это пример всем остальным игрокам рынка. Мы всегда говорили, что одна из задач СБП — это развитие открытой и честной конкуренции — дать игрокам доступ к общим инфраструктурным решениям, чтобы они создали новые конкурентноспособные сервисы, что в конечном итоге должно привести к улучшению условий для потребителей. И это происходит, мы это наблюдаем», — отметил Дмитрий Колесников.

 

Возможности, вызовы, перспективы

По словам спикера, СБП способствует сокращению доли наличных платежей, что в перспективе может привести к cashless society. Также он отметил переход к ситуации, когда платежи превращаются в commodity, в такой повседневный сервис. Это сподвигает игроков рынка совершенствовать модели обслуживания клиентов и конкурировать за него какими-то новыми способами, что хорошо для клиента, потому что он будет окружен как лояльностью со стороны магазинов, так и лояльностью со стороны банков. «И в заключении очень важный аспект СБП — это когда человек совершает платеж, находясь в  банке. Это то, его мы не имеем в других способах безналичного платежа. Это уже такой cross-sale», — рассказал Дмитрий Колесников.

«Как дальше будем действовать мы, СБП? Мы продолжим точно также чутко работать с рынком, помогать и способствовать появлению вот таких платежных инструментов. Чем больше платежных инструментов на базе СБП будет появляться, тем лучше», — поделился он.

 

Заглянем-ка в будущее?

По словам директор по развитию инновационных сервисов АО «НСПК», он не очень любит футурологические прогнозы, потому что никто не знает, какую долю займет тот или иной способ безналичных платежей.

«Но то, что мы видим точно сейчас, что даже без такого активного маркетингового продвижения платежи с2b достаточно активно входят в жизнь, занимают свою нишу. Давайте посмотрим, как оно сложится. Еще очень важно, что платежи b2c, которые в Австралии оказались популярными, и у нас возьмут свое. Мы видим очень большой спрос на эту историю со стороны тех же микрофинансовых организаций, например, для которых это решает ряд проблем. У нас тоже много кейсов, где этот сервис также будет востребован», — заключил Дмитрий колесников.

 

BIS Journal — информационный партнер XIV Международной онлайн-конференции «Платежная индустрия: практика и трансформация после пандемии».

4 ноября, 2020

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

18.03.2024
Сколько денег тратят на маркетинг лидеры российского рынка инфобеза
18.03.2024
Microsoft закроет доступ к облачным сервисам для российских компаний
18.03.2024
От операторов связи потребовали ограничить продажу «симок»
18.03.2024
Жертва социнженеров пыталась поджечь отделение «Сбера»
18.03.2024
Системы МВФ были взломаны впервые за 13 лет
15.03.2024
ИИ поможет бизнесу выявлять брак и маркировать продукцию
15.03.2024
Минцифры поручено и дальше цифровизировать всё вокруг
15.03.2024
Стоит с настороженностью относиться к сообщениям о перевыпуске SIM-карты
15.03.2024
IDC: Больше всех на «облака» в этом году потратит Польша
14.03.2024
Вендоры хотят ограничить госкомпании в закупках зарубежного харда

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных