8-й форум финансовых инноваций FinNEXT-2020 начался с дискуссии топ-менеджеров банков и разработчиков на тему «Жизнь vs банк: кто и как получит клиента?». Однако обсуждение было намного шире: затронули не только клиентов, но и тренды последних лет, планы на будущее в финтехе и супераппы (суперприложения).
Одной из больших тем для обсуждения стали ключевые прорывы в финтехе за последние года. Заместитель председателя правления Газпромбанка Дмитрий Зауэрс подчеркнул, что основным трендом является глобальная цифровизация — это отражается как в доступе к клиенту, так и в коммуникации с ним, в продажах. По его словам, «в последние два года Россия справедливо была признана самой цифровизированной страной в области финансов». В качестве второго тренда Дмитрий Зауэрс назвал то, что банки являются основным драйвером развития финтека, а не стартапы или цифровые компании. «Банки стали гораздо больше продавать нефинансовых сервисов, потому что у них есть два глобальных преимущества: доступ к клиентской базе, которая им доверяет деньги; капитал, чтобы весь спектр услуг предоставлять», — сказал он.
Более конкретно о тренде цифровизации рассказали коллеги Дмитрия Зауэрса. Например, член правления, руководитель блока «Малый бизнес» Альфа-Банка Денис Осин отметил, что «увеличение клиентской базы прямо пропорционально технологиям, которые могли бы как можно быстрее завести клиентов в банк и сделать так, чтобы рутинные процессы стали максимально digital, максимально в онлайне». Еще одним трендом он назвал (в рамках своей компании) перевод карт для юридических лиц в виртуальную среду. «Клиенты тянутся, хотят технологии, поэтому проникновение виртуальных карт и технологий выросли за последний год в два раза», — отметил Денис Осин. Также он затронул тему кредитования, сказав, что с изменением 590-П (про набор документов, которые необходим банкам для оценки финсостояния компании) у них появилось больше источников данных, чтобы смотреть на качества заемщиков и переводить кредитование в онлайн. По его словам, 50% клиентов приходят на кредитование из онлайна.
Управляющий директор дивизиона «Цифровой Корпоративный Банк», блок «Корпоративно-инвестиционный бизнес», компании Сбербанк Анна Лоевская затронула еще несколько трендов. Первый — облачные сервисы. «Самый простой пример, который мы можем привести — это электронный чек, который в последний год начали применять все организации, которые занимаются торговлей», — заметила Анна Лоевская. Второй момент, на который она обратила внимание, это биометрия. Это уже не просто слово, а та технология, которая используется и в удаленных каналах, и в контактных центрах, и так далее. Еще один популярный тренд — data-driven подход (стратегия управления, основанная на данных) в разработке продуктов. «Последние годы банки копили информацию о своих пользователях (речь идет не о персональных данных, а о поведенческих сценариях) и все продукты, которые сейчас разрабатываются в Сбербанке (например, наш интернет-банк) мы использовали именно подход Data-driven», — отметила Анна Лоевская. Кроме того она затронула еще одну тему — голосовые помощники, голосовые ассистенты, отметив, что это так тема, которой Сбербанк планирует заниматься в будущем.