
ЦБ запустит для банков платформу по проверке клиентов, в которой юрлица и индивидуальные предприниматели будут поделены на группы риска «по принципу светофора» – Know your customer (KYC, «Знай своего клиента»). Центробанк анонсировал её ещё в прошлом году.
В «красной» зоне (высокий риск) будут компании, требующие контроля в режиме онлайн. В «жёлтой» — так называемые «сомнительные» клиенты, чьи операции требуют офлайн-анализа. Подавляющая часть клиентов останется в «зелёной» зоне и не потребует повышенного внимания банков. Клиенты будут оцениваться по более чем 100 параметрам.
Для внедрения платформы будут нужны поправки к «антиотмывочному» закону и закону о банковской деятельности. Созданием платформы займётся Банк России вместе с банками и вендорами банковского ПО. Решение уже пошло тест в «Сбербанке».
В ЦБ пояснили, что система будет только помогать оценивать уровень риска клиентов – основная работа останется на банках. Участники рынка в целом одобряют инициативу Центробанка. Однако отмечают: важно, чтобы оценка не превратилась в инструмент давления на бизнес.