BIS Journal №1(12)/2014

20 марта, 2014

Предвосхищая угрозы

Быстрое развитие информационных технологий и расширение их практического применения в разных сферах часто обгоняют процесс развития действующего законодательства, нормативно-правовой базы и практику государственного контроля и надзора. Образующиеся юридические пробелы создают почву для самых разных злоупотреблений, которые, нарушая права граждан, формально правонарушениями не выглядят. Задача законодателей – не только своевременно выявлять такие случаи и без лишних промедлений приводить нормы закона в соответствие, но и стараться работать на опережение.

 

АКТУАЛИЗИРОВАТЬ МОДЕЛЬ УГРОЗ

В последние годы начала отчётливо проявляться структура информационных угроз: политический и промышленный шпионаж со стороны спецслужб иностранных государств и корпораций, кибертерроризм, международная преступность, включая хищения денежных средств в системах электронных платежей. Для усиления противодействия различным видам киберпреступности требуется современная редакция не только отдельных норм федеральных законов, но и ряда положений более общих, базовых документов, формулирующих государственную политику в области информационной безопасности.

Актуальная модель информационных угроз будет включена в Стратегию кибербезопасности РФ, проект концепции которой обсуждался на парламентских слушаниях 29 ноября 2013 года. В киберпространстве участвуют 3 различные группы субъектов – органы государственного управления, коммерческие и общественные организации, а также граждане России. Для каждого из этих субъектов в Стратегии кибербезопасности будут описаны специфические информационные угрозы, сформулированы принципы межведомственного взаимодействия для их нейтрализации.

Выработка формулировок угроз, их структурирование и ранжирование – сложный многосторонний процесс, который будет включать согласования с ФСБ России, Министерством обороны РФ и МВД России. Концепция Стратегии кибербезопасности РФ задаёт базовые принципы и структуру, на основании которых будет разработан системный детализированный документ. Юридическая квалификация информационных угроз важна для определения мер противодействия им.

Пример – одна из новых угроз, а именно информационные атаки на веб-ресурсы российских банков, подобные тем, что были организованы в октябре 2013 года. Что это, просто «компьютерное преступление», подпадающее под ст. 272 и 273 Уголовного кодекса РФ, за которое прописана ответственность в виде лишения свободы на срок до 7 лет? Нет.

Банки играют важнейшую роль в национальной финансовой системе и экономике, а их интернет-ресурсы – важнейшая площадка массового информирования о деятельности банков и платформа дистанционного обслуживания клиентов. Блокировка электронных платёжных систем банков конкурента, противника – один из видов спецопераций информационной войны, «холодной» или «горячей».

Октябрьской атаке подверглись государственный регулятор – Банк России и крупнейшие кредитно-финансовые организации. Ответственность за нападение взяла выдвигающая политические требования к политическому руководству России группа «Кавказские анонимусы». Учитывая перечисленные факты, эту атаку на веб-ресурсы банков следует юридически квалифицировать как террористический акт, кибертерроризм.

Если такое определение появится в Стратегии кибербезопасности РФ, будет закреплено в федеральном законе, то расследовать подобные преступления будет ФСБ России, а ответственность организаторов и исполнителей будет подпадать под ст. 205 Уголовного кодекса РФ, предусматривающую наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет.

Ужесточение квалификации информационных атак на банковские интернет-ресурсы, удалённые сервисы помогло бы ускорить создание единого национального центра реагирования на подобные инциденты. А также послужило бы острасткой для злоумышленников, покушающихся на хищения средств банковских клиентов в системах дистанционных сервисов.

НАЗРЕВШЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Одна из норм, которую пока сложно реализовать на практике – принцип «что нелегально офлайн, то нелегально и онлайн». Важно устранить соблазны нарушать закон, пользуясь преимуществами анонимности в интернете. В виртуальной реальности можно встретить многие правонарушения, которые не совершаются в обычной жизни из страха уголовного преследования или ответственности по гражданским искам в суд. От призывов к экстремистской деятельности и заведомой клеветы в блогах на известных персон – до хищений денежных средств граждан в системах интернет-платежей.

Для противодействия таким злоупотреблениям необходимо точечное государственное регулирование и широкое применение механизмов саморегулирования – со стороны интернет-ресурсов в доменной зоне .ru и IT-отрасли в целом. Соответствующие нормы должны быть внесены в законодательство, а механизмы их исполнения – закреплены нормативными документами органов государственного надзора и контроля. Иначе закон не будет своевременно исполняться, как в случае с задержками организации фильтрования интернет-трафика в школах, давно обещанного Минобразования РФ.

Назрел и ряд изменений в российском федеральном законодательстве, регулирующем защиту персональных данных (ПД), в том числе при трансграничной передаче данных. Учитывая развитие и распространение в последние годы социальных сетей в интернете, электронных государственных услуг и интернет-коммерции, федеральный закон «О персональных данных» ФЗ-152 пора актуализировать следующим образом:

  • модернизировать требования ст. 19;
  • ввести понятие субоператора ПД;
  • предусмотреть возможность дистанционного получения согласия субъекта ПД на их обработку;
  • конкретизировать понятие биометрических персональных данных;
  • либерализовать трансграничную передачу ПД;
  • в электронных государственных услугах ограничить обработку ПД конкретной услугой;
  • разграничить обработку персональных данных в составе иных защищаемых сведений.

Практика показала, для повышения эффективности защиты прав граждан нужно улучшить механизм государственного контроля и надзора за деятельностью операторов персональных данных, а также усилить их ответственность. С одной стороны, пора предоставить Роскомнадзору право вести административное делопроизводство по жалобам граждан на нарушение ФЗ-152. С другой, следует наделить операторов персональных данных правом выбирать меры защиты, одновременно ужесточив их ответственность, существенно увеличив штрафы за утечки.

Развитие положений ФЗ-152 позволит более результативно нейтрализовать киберугрозы российским гражданам, присущие трансграничной передаче данных. В настоящее время действуют достаточно жёсткие требования к трансграничной передаче персональных данных российскими компаниями. Чтобы ликвидировать необоснованное «конкурентное преимущество» иностранных компаний, нужно разрешить российским компаниям трансграничную передачу персональных данных, если в договоре, предусматривающем такую услугу, есть пункт об адекватной защите.

СИНХРОНИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЗАКОНОВ

В последнее время проявился ряд проблем защиты персональных данных россиян, которые пользуются зарубежными интернет-сервисами, серверами и каналами связи Skype, Viber, WhatsApp, Google, социальными сетями Twitter, Facebook, а также платёжными системами, включая VISA и MasterCard. Эти проблемы нужно решать.

Так, некоторые пункты пользовательского соглашения американского сервиса микроблогов Twitter не соответствует нормам Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Кстати, это российское предложение поддержано Консультативным комитетом Конвенции ЕС по защите прав субъектов персональных данных при их автоматизированной обработке.

В связи с этим одна из внешнеполитических задач российских законодателей – активно воздействовать на развитие международного права и стандартов в области информационной безопасности, формировать повестку дня. А также более настойчиво добиваться синхронизации российских законов с иностранными и международными и наоборот, чтобы повысить эффективность взаимодействия правоохранительных органов разных стран.

Без выполнения этой работы крайне сложно расследовать трансграничные информационные преступления, и злоумышленникам зачастую удаётся избегать ответственности. Криминалитет воодушевляется безнаказанностью, свидетельством чему, в частности, служат многочисленные инциденты хищений средств в системах дистанционного обслуживания российских банков и с карточных счетов их клиентов.

Синхронизация российского законодательства в сфере информационной безопасности с аналогичным зарубежным и международным и обратный процесс были бы взаимно полезны всем сторонам. В России такая работа ведётся.

Так, Конвенция Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных была ратифицирована в России и вступила в силу 1 сентября 2013 года. Практика ратификации международных конвенций в сфере информационной безопасности, с учётом адаптации международного опыта к российским реалиям, продемонстрировала свою эффективность и должна быть продолжена.

Полезен и обратный процесс внесения в международное законодательство норм, уже принятых в России и сформулированных в законодательных инициативах. Потому что в ряде случаев, – например, в обеспечении прав субъектов персональных данных, – российское законодательство опережает зарубежное и международное.

СИНТЕЗ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО

В гармонизации национальных и международных законов в сфере информационной безопасности есть не только юридические, но и политические сложности. Не все действующие на международной арене субъекты в равной степени готовы вырабатывать совместные подходы. Деятельность уже упомянутых транснациональных корпораций, особенно в интернете, их политики конфиденциальности соответствуют законам страны регистрации, но часто вступают в противоречие с национальными законами других государств. В России у них вообще может не быть представительства, хотя они предоставляют здесь услуги, что усложняет урегулирование конфликтов.

Не спешат ратифицировать международные соглашения в области информационной безопасности некоторые страны, в первую очередь США – «штаб-квартира» мировых лидеров IT-индустрии. Позиции России и Европы в отношении международного законодательства в этой сфере близки, но не совпадают с подходами США и их единомышленников.

Эти разногласия на руку международной киберпреступности, но концептуальная противоположность подходов разных «блоков» налицо. Камнем преткновения даже в международном обсуждении информационной безопасности служит различие трактовок соотношения гуманитарного и организационно-технического аспектов информационной безопасности.

Российский подход, более гуманитарный, направлен на защиту суверенных государств от манипулирования общественным мнением посредством интернет-технологий. Представители США и их последователи настаивают на «деидеологизированном» понятии «кибербезопасность», которое обозначает технические аспекты информационной безопасности. На наш взгляд, к согласию придти можно и нужно, поскольку в национальных границах невозможно обеспечить безопасность интернета.

Как защитить граждан, пользователей «продвинутых» интернет-сервисов, от различных злоупотреблений, политического мошенничества, откровенного социального инжиниринга? Было бы ошибкой, как в Китае, ввести тотальный контроль интернета и просто отключать нежелательные сервисы. Следует идти другим путём: включать интернет-корпорации в российское правовое поле, обусловливая их работу с российскими гражданами определёнными обязательствами и обременяя соразмерной ответственностью.

Иностранные, транснациональные корпорации, оказывающие гражданам России услуги через интернет, не должны «умывать руки» в случае нарушения наших законов, переадресовывая ответственность на пользователей. Если российский рынок действительно интересен для них, сулит хорошие прибыли, они примут национальные правила игры.

 

Стать автором BIS Journal

Смотрите также

Подписаться на новости BIS Journal / Медиа группы Авангард

Подписаться
Введите ваш E-mail

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных

22.04.2024
Фишеры предлагают отменить «заявку на удаление Telegram»
22.04.2024
В Минпромторге обсуждают возможные субсидии для российских вендоров
22.04.2024
Уникальный международный технологический форум THE TRENDS 2.0 поднимает флаг инноваций «снизу»
22.04.2024
Мишустин дал старт эксперименту с е-студенческими и е-зачётками
22.04.2024
Россия экспортирует «пластик» в Иран
22.04.2024
Proton Mail найдёт вас в даркнете. Но не бесплатно
19.04.2024
Банкиры просят продлить сроки импортозамещения «инософта»
19.04.2024
Россияне смогут получить ЭП за пределами страны
19.04.2024
В России появится консорциум по кибербезопасности ИИ
19.04.2024
Сразу несколько мессенджеров пропали из китайского App Store

Стать автором BIS Journal

Поля, обозначенные звездочкой, обязательные для заполнения!

Отправляя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных