BIS Journal №4(11)/2013

13 ноября, 2013

К электронному суверенитету

Парламентскую весеннюю сессию 2012/2013 года Государственная Дума РФ завершила, решив важную и болезненную для граждан проблему защиты средств на счетах мобильных телефонов от SMS-мошенничеств. Федеральный закон РФ № 229-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"» (№ 126-ФЗ от 7 июля 2003 года) был принят Государственной Думой РФ 5 июля, одобрен Советом Федерации 10 июля и подписан Президентом России В.В. Путиным 23 июля 2013 года.

 

Рынок услуг операторов сотовой связи становится всё шире в обществе. По последним данным ВЦИОМ, 92% жителей России владеют мобильными телефонами. Практически каждый абонент сталкивается с так называемым SMS-мошенничеством, когда со счёта телефона незаметно для владельца, в том числе с помощью коротких номеров, списываются деньги. Это мошенничество распространилось в масштабах всей страны.

Граждане обоснованно и регулярно жаловались на оказание дополнительных платных услуг связи без согласия абонента, без предупреждения о размере платы за подключенную услугу, а также на списание денежных средств за услуги, которые не были оказаны.

Десятки миллиардов рублей списываются ежегодно со счетов абонентов при помощи различных уловок. Закон о борьбе с мошенничеством при предоставлении услуг связи через SMS обяжет операторов связи по решению абонента подключать дополнительные услуги только при условии создания отдельного лицевого счёта, предназначенного для оплаты таких услуг, в пределах средств на этом лицевом счёте. Принятие этого закона давно назрело, и его очень ждали граждане нашей страны. Благодаря новому закону пользователи мобильной связи смогут самостоятельно решать, нужна им предлагаемая услуга или нет.

Мир изменился сегодня, обладание информацией – ключевая составляющая успеха. Поэтому информацию наших граждан и нашей страны надо тщательно защищать всеми возможными правовыми способами. Демократия в России молода, мы ещё многому учимся, изучаем мир. Ежедневно представители западных стран стремятся донести до нас значимость демократических свобод, соблюдения прав человека, равноправного доверительного сотрудничества в международной сфере.

Но мы аккуратно относимся к трактовкам западных ценностей, и далеко не всё готовы безоговорочно поддерживать и разделять. В нашей Конституции прописаны гарантии всех основных прав и свобод человека, в том числе: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Также в основном документе страны чётко сказано о запрете без решения суда на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Кроме того, 1 октября 2013 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, касающиеся злоупотреблений свободой слова и направленные на защиту частной жизни граждан. Особенно это касается лиц, чьи профессии связаны с публичной деятельностью.

Такие же принципы закреплены и в законах других развитых стран. Но на практике мы сталкиваемся с вопиющим пренебрежением на Западе к правам человека. К примеру, как вы знаете, уже сами бывшие сотрудники спецслужб США признают, что в их стране, называющей себя оплотом демократии, на самом деле осуществляется тотальная слежка за десятками миллионов пользователей интернет-компаний, в том числе граждан России и других стран. Они официально заявляют, что информация, собранная в рамках программы PRISM, является для спецслужб США наиболее важной и ценной развединформацией.

В этой некрасивой истории с незаконным просмотром данных пользователей интернета разведкой США оказались замешаны все крупнейшие интернет-компании Америки. Google, Microsoft, Facebook, Skype, YouTube и другие ресурсы популярны и у российских пользователей. И они действуют на территории России.

Американцы укоряют нас в пресечении пропаганды содомии среди детей, а сами засунули носы в личную переписку десятков миллионов законопослушных граждан России и других стран! Поразительна двуличность этих фарисеев западной демократии: с одной стороны, они нас активно призывают к соблюдению закона, открытости, защите прав человека, уверяют в конфиденциальности, с другой – бесцеремонно внедряются в частное пространство наших граждан, подглядывают и воруют частную информацию.

Подобные двойные стандарты не могут не обескураживать, они показывают весь цинизм и правовой нигилизм, который есть у адептов этих принципов, где для себя они принимают одни правила, а с нас требуют другие. Они не гнушаются прослушивать даже глав государств! Наивных российских пользователей, поверивших в новые коммуникации, электронную коммерцию, американские интернет-компании вместе со спецслужбами США все эти годы цинично использовали.

Мы должны провести тщательное расследование незаконного доступа к личной переписке россиян, который намеренно предоставляли американские компании. Необходимо установить виновных и привлечь к ответственности по всей строгости закона. Речь идёт не просто о защите информации, а о цифровом суверенитете и национальной безопасности нашей страны.

Реализовать это возможно только в условиях размещения сетевого серверного оборудования с хранилищами информации на территории России, в пределах нашей юрисдикции. Чтобы различные шпионы, разведки и мошенники не могли воспользоваться разницей в законодательных подходах и иметь возможность не отвечать на вопросы наших следственных органов и правосудия. Необходимо запускать механизм «деофшоризации серверов» для компаний, работающих с персональными данными россиян, органами власти и информацией, имеющей стратегическое значение для страны.

Предлагается реализовать это в рамках законодательных инициатив и по возможности уже в осеннюю сессию их принять. Также важно при поддержке государства развивать отечественную электронную промышленность и программное обеспечение. Мы должны сами создавать информационные продукты, а не пользоваться чужими.

Кроме этого, в правоохранительной сфере надо обеспечить защиту наших граждан от действий разведок других стран и принять серьезные меры против превращения интернета в площадку для сбора разведданных и персональной информации россиян. Это наша стратегическая задача в XXI веке, и мы должны сделать всё, чтобы наши граждане чувствовали себя защищенными.

 

BIS-КОММЕНТАРИЙ

Принуждение к защите

Требование гарантировать клиентам сохранность средств появилось в законодательстве потому, что операторы мобильной связи сами не начали делать этого вовремя. Практически каждый россиянин сталкивался с так называемым SMS-мошенничеством, когда деньги со счетов мобильных номеров списывались незаметно для абонентов, зачастую без их на то согласия.

Граждане жаловались на оказание дополнительных услуг связи без их согласия, без предупреждения о размере платы за подключение, а также на списание денежных средств за не предоставленные услуги. На рассылку на номер абонента без его ведома платных сообщений, подписку на различные информационные ресурсы, например, на прогнозы погоды, или на скачивание мелодий. Нередки были случаи, когда от имени оператора связи мошенники предлагали клиенту оплатить штрафы, подключить новые тарифы, произвести иные платёжные операции, чтобы снять со счёта абонента деньги.

Примером того, как криминалитет пользовался отсутствием должной процедуры подтверждения абонентом мобильного контента, может служить деятельность преступной группы, похищавшей деньги у абонентов одного из самых крупных операторов мобильной связи. Расследование этого дела ГСУ ГУ МВД России по г. Москве было завершено весной 2013 года, в то самое время, когда Государственная Дума РФ работала над поправками в закон «О связи».

Группа мошенников за короткий срок несанкционированно списала деньги у 50 000 абонентов ведущих федеральных операторов мобильной связи. В часы пик их микроавтобус со специальной аппаратурой парковался у станций метро с большим потоком пассажиров. За считанные минуты в автоматическом режиме списывались десятки тысяч рублей, которые потом снимались в банкоматах наличными. Большинство абонентов не замечали, что у них крадут деньги, поскольку списывались небольшие суммы, не более 100 рублей у каждого.

Операторы сотовой связи запоздало встали на защиту интересов своих абонентов. Средства и меры надлежащей защиты денег на мобильных счетах клиентов операторов сотовой связи уже довольно давно имелись в наличии. Пример тому – интернет-банки, в которых обязательно запрашивается согласие на оплату того или иного товара, услуги определённой суммой со счёта. Одноразовый пароль, введением которого клиент подтверждает своё согласие, присылается на мобильный телефон клиента SMS-сообщением, в котором также содержится контрольная информация – название товара или услуги и сумма платежа.

Принятие в закон «О связи» поправок, обязывающих оператора сотовой связи надёжно защищать деньги на мобильных счетах клиентов, давно назрело. Оставалось только законодательно обязать провайдеров связи использовать имеющиеся средства защиты средств клиентов. Благодаря новым нормам пользователи мобильной связи смогут самостоятельно решать, нужна им предлагаемая услуга или нет, покупать только то, что действительно хотят купить. Ликвидировали лазейку, которая позволяла обманывать абонентов на деньги или напрямую обворовывать.

Поправки, принятые в июле в федеральный закон «О связи», требуют от операторов связи защитить абонентов от таких списаний средств с их мобильных счетов. Пп. 34 дополнивший ст. 2 Федерального закона «О связи» № 126- ФЗ от 7 июля 2003 года, юридически определяет понятие мобильного контента – как возможность абонента за плату оператору связи получать на пользовательское оборудование справочную, развлекательную и иную дополнительно оплачиваемую информацию, участвовать в голосовании, играх, конкурсах и других подобных мероприятиях.

Ст. 44 дополнена п. 5, который допускает возможность привлечения оператором связи иных лиц к поставке контента, кроме услуг, оказываемых через единый портал государственных и муниципальных услуг. Но для оплаты услуг сторонних поставщиков контента оператор обязан создать отдельный лицевой счет, и списывать с него деньги лишь в пределах суммы, которую абонент на него зачислил.

Важное нововведение – необходимость для абонента подтвердить своё согласие на покупку мобильного контента. Процедуры, которыми оператор связи обязан обеспечить покупку, подразумевают совершение абонентом действий, которые однозначно его идентифицируют и достоверно устанавливают согласие оплатить данные услуги. Ещё одна значимая норма – обязанность оператора связи информировать абонента о кратком содержании покупаемых услуг и тарифах на них, а также о продавце и о специальном лицевом счёте, с которого будут списаны денежные средства.

При нарушении этих требований оператором абонент вправе не оплачивать предоставленные ему услуги связи, в том числе контентные. Кроме того, п. 8, дополнивший ст. 68, указывает, что операторы связи могут нести и иную ответственность перед абонентами за нарушение указанных требований. Принятые поправки вступят в силу с 1 мая 2014 года.

Смотрите также